Новая действительность, новые герои

Литература Германии все чаще брала материал и темы из тех сфер, где шло социалистическое строительство или происходила острая классовая борьба. Здесь можно было с наибольшей наглядностью выявить главные политические процессы современности.

Чувство коллективизма, созидательный порыв, трудовой энтузиазм изображались в качестве черт передового человека, достойных подражания.

Характерными для этих тенденций в литературе были, например, такие репортажи 1950 года, как «Пятьдесят дней» Вилли Бределя, «Борьба за мир» Стефана Хермлина

и «Тайна Зозы» Гельмута Гауптмана.

Эмансипация личности, рост творческих сил трудового народа в ходе социалистического строительства в значительной мере определяли сюжеты первых романов и рассказов на современные темы. Они повествовали «О трудном начале», как назывался рассказ Эдуарда Клаудиуса, в котором он опробовал материал для своего написанного впоследствии романа «О тех, кто с нами» . Этот роман положил начало широкому охвату современной темы в литературе Германии.

Инициатива Ганса Эре, героя романа «О тех, кто с нами», сыграла важную роль в развертывании движения активистов

на его предприятии. Его пример свидетельствует о необходимости роста самосознания у рабочих, о необходимости приобретения ими все больших знаний, чтобы рабочий мог почувствовать себя подлинным хозяином производства. Новое отношение к работе дает Гансу Эре возможность стряхнуть с себя последние остатки отчужденности от общего дела и превращает его из простого исполнителя заданий, заинтересованного лишь в своем заработке, в сознательного строителя новой жизни.

Находясь в эмиграции, Клаудиус написал роман «Зеленые оливы и голые горы» , который стал одним из наиболее значительных художественных произведений, посвященных антифашистской борьбе в Испании. Роман «О любви нужно не только говорить» был полемически направлен против некоторых далеких от жизни книг, выходивших на первоначальном этапе развития литературы Германии.

Творческие проблемы в освоении темы освобожденного рабочего класса, нового отношения к труду, социальных перемен в жизни страны обнаруживались в первую очередь в книгах, которые относят к жанру «производственного романа».

Эти романы стремились не столько к художественной цельности, сколько использовали — как, например, романы Марии Лангнер «Сталь» , Карла Мундштока «Светлые ночи» , Ганса Лорбера «Семерка — хорошее число» или Ганса Мархвицы «Чугун»

Повествование о строительстве крупного промышленного предприятия лишь в качестве сюжетного обрамления для человеческих судеб, отражавших классовые конфликты, а также для постановки важных политических, экономических или производственных проблем.

Роман и очерк не сливались в единое целое; утверждающий или обличающий пафос подменял глубокое проникновение в суть проблем, в психологию и характеры героев. Такой подход, сочетавшийся с упрощенными теоретическими представлениями о возможности прямого социального и политического воздействия литературы на сознание читателей, приводил к утрате художественной глубины в ряде произведений. Однако публикация романа Ганса Марх-вицы «Кумиаки и их дети», рассказов Анны Зегерс и ее романа «Решение» в конце 50-х годов ознаменовала собою новый творческий подъем в освоении темы социалистического строительства.

В книгах, посвященных преобразованиям в деревне, речь также шла о глубинных процессах, быстро изменявших как исторические традиции, так и жизненные привычки. Однако по мере развития социалистического общества в целом данный материал стал постепенно утрачивать некоторые из своих прежних специфических особенностей. Большое влияние на литературу Германии имел роман Отто Готше «Глубокие борозды». Определенный социологический схематизм присутствует в третьей книге цикла романов Вернера Райновского. Однако многим писателям удалось создать достоверные образы деревенской жизни, примером чего могут служить романы Ирмы Хардер «В доме на Визенвег» и «Облака над Визенвег» . Бенно Фельк-нер, опубликовавший в 1952 году роман о мекленбургской деревне, какой она была после первой мировой войны, — «Они становятся светлее», выпустил затем романы «Люди из Карвенбруха» и «Крестьяне из Кар-венбруха», в которых он, как и Куба в своем киносценарии «Дворцы и хижины»

, дал своеобразную хронику деревенской жизни, причем в отличие от многих «производственных романов» в этих произведениях преобладает интерес к индивидуальности персонажей и к изображению исторических процессов через их преломление в человеческих судьбах.

В начале 60-х годов Бернгарду Зеегеру удалось найти оригинальное художественное решение для деревенской темы, о чем свидетельствует его роман «Осенний дым» .

Роман рассказывает историю жиз Ни двух людей, дружба которых вновь И вновь подвергается испытаниям. «Не Бросать друг друга на ничейной зем Ле» — этот ведущий мотив, опреде Ляющий отношения между двумя ге Роями, отражает противоречивые пути Становления личности. Этот мотив Тесно связан с изображением со — циальных преобразований в деревне.

Бернгард Зеегер был верен избранной теме и в других произведениях, что подтвердили его радиопьесы и сборник рассказов «Там, где кружится ястреб» .

Однако, начиная с середины 50-х годов, писатели реже обращаются к современной теме. Причиной тому было и обострение классовой борьбы, особенно в 1953 и 1956 годах, и некоторая неуверенность у ряда писателей относительно продолжения традиций реалистической литературы.

Благодаря инициативам Первой Биттерфельдской конференции в конце 50-х — начале 60-х годов наблюдается подъем интереса к современной теме, а параллельно ему развивается движение «пишущих рабочих». Участие многих писателей в работе производственных и сельскохозяйственных коллективов приблизило их произведения к реальности. Непосредственные жизненные впечатления диктовали писателям выбор манеры повествования, выбор конфликтов и персонажей.

Темой многих книг стало социалистическое воспитание молодежи.

Наиболее характерными произведениями этой темы можно считать повесть Бригитты Райман «Вступление в будни» , названием которой стали обозначать целое направление — «литературу вступления», книгу Пауля Шмидта-Эльгера «Началось лето» , Карла Хайнца Якобса «Описание одного лета» , «В семнадцать лет ты еще не герой» Вернера Шмолля.




Новая действительность, новые герои