Новый литературный жанр путешествие по роману Путешествие из Петербурга в Москву
Радищев избрал для своей книги оригинальный литературный жанр — «путешествие», получивший в XVIII веке широкое распространение. Первооткрывателем этого жанра стал Лоренс Стерн — известный английский писатель, издавший свое «Сентиментальное путешествие» в 1767 году. Его произведение представляло собой своеобразный манифест сентиментализма, который породил традицию.
За книгой Стерна «Сентиментальные путешествия» стали появляться в других национальных литературах.
Эта книга была известна и в России, Радищев тоже
В русской литературе первое «путешествие» было создано Николаем Новиковым и издано в 1772 году в журнале «Живописен». Произведение Новикова носило название «Отрывок путешествия» и повествовало о посещении разоренной крепостнической деревни русским путешественником. Доподлинно неизвестно, читал ли Новиков «Сентиментальное путешествие» Стерна, однако он принципиально изменил этот жанр, преобразовав его в новый тип — просветительское путешествие. Фонвизин стал продолжателем этой традиции и написал «Записки первого путешествия», представляющие собой письма писателя из Франции.
В той же традиции были созданы написанные в начале XIX века «Путешествие критики» Савелия Ферельцта и «Письма русского офицера» Федора Глинки. В своих письмах Глинка рассказывал о войнах России с Наполеоном и, в первую очередь, о войне 1812 года.
Однако наиболее полно отразились художественные особенности просветительского путешествия в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Автор сознательно опирался в своем произведении на русскую традицию, и этим он расширил возможности жанра. Радищев решил посвятить свою книгу будущей русской революции, во главе которой должен стоять народ и передовой дворянин, который порвал со своим классом и занял позицию «прорицателей вольности».
В начале книги приводится предисловие, посвященное Алексею Кутузову, другу Радищева. Автор написал его перед набором книги, уже после того, как она вернулась из цензуры. В посвящении доверительно сообщались сокровенные мысли писателя, взглянувшего вокруг себя и почувствовавшего, что его душа «страданиями человечества уязвлена стала».
Эта способность сопереживать другим, страдающим, определила содержание исповеди личности и ее нравственные качества. Один человек стал открыт для страданий всего человечества, а эмоции его приобрели социально-общественное звучание. Именно такой человек является героем «Путешествия», а история этой личности сквозным сюжетом проходит через все произведение. Человек познал свои политические заблуждения, открыл для себя правду жизни, обрел новые идеалы, ради которых стоит жить и работать.
Произведение представляет собой историю морального и идейного обновления путешественника. Автор уделяет личности путешественника огромное внимание. Он внимательно следит за своим героем, изображает его нравственные качества, подчеркивая при этом отзывчивость, духовную деликатность и беспощадную требовательность к самому себе.
Путешественник — умный и тонкий наблюдатель, имеющий чувствительное сердце. Он — натура деятельная, которой чуждо равнодушие к людям и созерцательность, он умеет выслушать и прийти на помощь нуждающемуся в ней.
Однако образ путешественника подчиняется просветительскому рационализму. Его духовная эволюция раскрывается не посредством психологии, как, например, в образе Чацкого Грибоедова, а при помощи логики.
Образ героя развивается словно по специальной программе. В книгу вводятся факты, описания происходящих событий и явлений, определяющих опыт путешественника и рассуждение, которое за ним следует. Этот опыт обобщается посредством логического плана эволюции героя.
Отсюда вытекает определенная схематичность образа, ведь духовные испытания путешественника имеют строго обозначенную последовательность. Его путь проходит от заблуждения к истине, и он прорисован ясно и прямолинейно, так же, как пролегает путь из Петербурга в Москву, по которому он следует.
В первых главах произведения столкновение заблуждающегося путешественника с реальной действительностью показано с особой остротой. Следствие этих столкновений изображается очень наглядно: мы узнаем мнение героя раньше, чем он сам ознакомится с фактом. Далее изображается само событие, которое развенчивает его ложные представления о жизни.
Герой желает найти выход из этого противоречия: его привычные взгляды расходятся с действительными фактами. Путешественник пытается найти ответ, он еще пристальнее присматривается к тому, что ранее казалось ему известным и понятным.
Путешественник условно проходит в своих исканиях через три этапа. В начале произведения ему открываются «частные неустройства», он приходит к выводу, что Россия под управлением Екатерины II далеко не благоденствует. В главе «Новгород» герой признает, что «прежняя система пошла к черту». Второй этап начинается с того, что путешественник понимает, что Россия находится в бедственном положении, в ней полно «неустройств», гнет рабства бесчеловечен, повсюду наблюдаются злоупотребления властью. И герой пытается найти пути к изменению положения и к уничтожению этих «неустройств».
Герой Радищева считает, что единственно правильный путь — это путь реформирования сверху. Он разделял иллюзию многих дворянских деятелей того времени о том, что екатерининское самодержавие носит просвещенный характер, и он считает, что достаточно открыть правду монарху, как все тут же исправится. Но в главах «Спасская полесть», «Хотилов», «Крестьцы» и «Выдропуск» мы видим, что путешественник расстался со своими иллюзиями.
Новый литературный жанр путешествие по роману Путешествие из Петербурга в Москву