Нравственные проблемы общества в современной литературе
Литературный путь Василия Макаровича Шукшина, известного писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий.
Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Писатель сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир эпохи застоя.
Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в котором лучшее вынуждено бороться за свое существование в человеческих душах с огромным «давлением»
В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объему, напоминают обычные, всем знакомые житейские сцены, случайно подслушанные обычные разговоры.
Рассказ «Материнское сердце» не стал исключением. Эта история раскрывает всю глубину материнской любви, которая отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного сына. Самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. У матери
Она — действовала».
В небольших рассказах затронуты важнейшие вопросы человеческих отношений. Рассказы Шукшина заставляют читателя подметить в жизни то, что чаще всего не замечается. Ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность.
Герои рассказов Шукшина — люди разные… Сам Шукшин говорил так: «Человек умный и талантливый как-нибудь да найдет способ выявить правду, хоть намеком, хоть полусловом, — иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую».
В рассказах Шукшина очень многое строится на анализе столкновения города и деревни, двух разных психологий, представлений о жизни. Писатель не противопоставляет деревню городу, он лишь выступает против поглощения городом деревни, против утраты тех корней, без которых нельзя сохранить в себе нравственное начало. Мещанин, обыватель — это и есть человек без корней, не помнящий своего нравственного родства, лишенный «доброты душевной», «интеллигентности духа». А в русской деревне еще сохранились и удаль, и чутье правды, и стремление к справедливости — то, что стерто, искажено в людях городского склада.
В рассказе «Мой зять украл машину дров» Венька боится прокурора, человека равнодушного к его судьбе. Страх и унижение подавляют сначала чувство собственного достоинства героя Шукшина. Но врожденная внутренняя сила, корневое чувство правды заставляют Ваньку преодолеть страх, животную боязнь за себя — одержать над своим противником нравственную победу.
Для Шукшина деревня — это социальное, национальное и нравственное понятие.
Герой рассказа «Срезал» — Глеб Капустин, «начитанный и ехидный». Мужики специально _ водят его к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». «Срезал» он и очередного гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Между ними состоялся разговор.
Борьба шла на равных: кандидат посчитал Глеба дураком, Капустин же точно сумел схватить главное в Журавлеве — самонадеянность — и » срезал » его перед мужиками.
Взаимоотношения между городом и деревней всегда были сложными, противоречивыми. По мысли Шукшина, настоящих людей объединяет не местожительства, не среда, а незыблемость понятий чести, смелости, благородства. Они родственны по духу, по стремлению в любой ситуации сохранить свое человеческое достоинство — и при этом помнить о достоинстве окружающих. Герой рассказа «Чудик» все время стремится доставить радость людям, не понимает их отчужденности и жалеет их.
Но Шукшин любит своего героя не только за это, а еще и за то, что в нем не стерлось то, что отличает одного человека от другого. «Чудаки» необходимы в жизни, потому что именно они делают ее добрее.
В рассказе «Экзамен» случайно пересеклись пути двух незнакомых людей: Профессора и Студента. Но, вопреки формальной ситуации экзамена, они разговорились — и увидели друг в друге людей.
Шукшин — народный писатель. Дело не только в том, что его герои — простые, незаметные, и жизнь, которой они живут, обычна. Видеть, понимать боль другого человека, верить в себя и в правду — исконные народные качества. Человек имеет право отнести себя к народу, только если он обладает чувством духовной традиции, нравственной необходимости быть добрым. Иначе, будь он хоть «исконно» деревенский, все равно его душа безлика, а если таких людей много, то нация перестает быть народом и превращается в толпу.
Такая угроза и нависла над нами в эпоху застоя. Но Шукшин всей душой любил Россию. Он верил в неискоренимость в русской душе совести, доброты, чутья, справедливости.
Вопреки времени, преодолевая его давление, герои Шукшина остаются людьми, остаются верными самим себе и нравственным традициям своего народа…
Движущими силами в произведениях Шукшина являются не внешние события, сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Потом повод «исчезает» и «начинает говорить душа, мудрость», ум, чувство…
И остаются с нами слова В. Шукшина: «Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле».
Нравственные проблемы общества в современной литературе