«Нравственный абсолют» произведений А. И. Куприна
Нравственность — это разум сердца.
Г. Гейне
Среди выдающихся людей, находящихся на Олимпе русской классической литературы, А. И. Куприн занимает видное место. Я открыл для себя этого писателя несколько лет назад. Помню, что первыми чувствами были удивление и восхищение. Меня поразило то, что Куприн смог открыть весь мир человеческой души и возвысить человека, проведя его через испытания чувствами.
Я был очарован красотой литературного языка Куприна, необыкновенным обаянием героев писателя. Именно с тех самых пор книги его стали
И как чисты слезы, пролитые над дорогими сердцу страницами! Говорят, что слезы очищают душу. Могу подтвердить, что это действительно так.
После общения с героями Куприна я чувствую себя обновленным и умиротворенным. Мне кажется, что этого писателя по праву можно назвать «лекарем души». Его произведения заставляют задумываться о том, что является святым для каждого человека, о том,
Это святые чувства. Многие пытались передать мир человеческих переживаний, но сделать это удалось лишь Куприну.
В этом писателе меня восхищает все. Через всю свою жизнь он пронес веру в любовь, доброту, красоту, справедливость. Читая его биографию, я невольно прихожу к мысли, что сам Куприн был Дон Кихотом своего времени.
Он всегда стремился встать на защиту «униженных и оскорбленных». В качестве примера можно привести случай, произошедший с писателем во время его армейской службы.
Некий офицер позволил себе унизить подчиненного, попрекая его крестьянским происхождением и «неизяществом» чувств. Куприн вступился за солдата, несмотря на то, что этим навлек на себя большие неприятности. Это ли не служит доказательством гуманизма, чистоты души и чувств писателя!
Только смелый и чистый сердцем может бросить вызов всем, отстаивая свои идеалы.
А. И. Куприн жил в век противоречий. Среди основ того времени бытовало мнение, что изящество чувств передается с благородством крови, а простым людям высокие чувства недоступны. Александр Иванович эту точку зрения не принимал. Основная черта его героев — их обыкновенность.
Ho именно эти обыкновенные люди и составляют ту «реку жизни», чей бурный поток протянулся из прошлого в будущее. Именно эти простые, казалось бы, люди и возвеличивают себя глубиной чувств.
В ряде своих произведений писатель срывает маски со снобов из высшего общества, изобличая их мелкие душонки. Назанский, герой повести «Поединок», говорит об одном таком человеке: «…он стыдится иначе говорить о женщинах, стыдится. Из боязни потерять свое реноме циника, развратника и победителя…» Таким образом, Куприн пытается доказать, что благородство крови вовсе не является гарантией утонченности чувств.
Чаще всего «голубая» кровь в жилах способствует развитию ущербной души. Чувства-калеки являются бичом любого общества. Как проказа разъедает тело человека, так и они уничтожают душу, убивая все ростки прекрасного, заложенные в ней.
Писатель восстает против этого, обличая низменное и противопоставляя ему высокое и чистое.
Ведущей темой в творчестве Куприна является тема любви. Сам писатель говорил: «Истинная любовь заключает в себе все целомудрие, поэзию, красоту и молодость». Куприн не мыслил жизнь без любви. Мне кажется, что девизом писателя можно выдвинуть слова С. Надсона:
Верь в великую силу любви.
Свято верь в ее крест побеждающий,
В свет ее, лучезарно-спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви.
Именно в эту силу верил Куприн и свято хранил веру в своей душе.
Лучшие из героев писателя проходят через испытание любовью, которое раскрывает их человеческую? сущность. Ведь недаром К. Д. Бальмонт сказал: «…и ради любви совершим геройство, и ради любви совершим преступление…» Одним героям Куприна любовь кажется радостью, величайшим счастьем, посланным Богом на эту грешную землю. Для других любовь — рок, от которого не скрыться, не убежать, а лишь нести свой крест до конца.
Для них «крепка, как смерть, любовь», а сами любящие стоят выше царей и цариц, потому что любовь открыла их избранность.
«Тайна любви больше, чем тайна смерти», — говорит Cy-ламифь в тот миг, когда жизнь уходит, а смерть коснулась уже ее своим крылом и дала ей свою мудрость. Это так, ибо сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви. Все герои Куприна мечтают о высоком чувстве, о том, когда «любовь, освобожденная от темных пут собственности, станет светлой религией мира».
Героев рассказов объединяет также и то, что они дарят свою любовь, ничего не прося взамен. Когда я читал повесть «Суламифь», мне казалось, что сама богиня любви коснулась рыжекудрой тринадцатилетней красавицы и дала ей особый дар. Из глубины веков до меня доносились отблески огня, пылавшего в груди юной возлюбленной Соломона.
Суламифь представала символом искренней любви, не требующей ни клятв, ни жертв.
Моим любимым рассказом является «Гранатовый браслет». Писатель еще раз доказывает, что простой человек способен любить чисто, глубоко, верно. Для чиновника Желткова любовь стала смыслом жизни и вылилась в слова: «Да святится имя твое». «Маленький человек» Желтков, подобно возлюбленной Соломона, подобно девушке из Полесья, подобно многим другим героям писателя, обрел бессмертие, силой своей любви преодолев суету и тлен.
Читая последние страницы этой книги, я не мог сдержать слез. С тех самых пор соната Бетховена стала для меня частью «Гранатового браслета». Мне кажется, что этот рассказ дал мне новое ощущение жизни, пробудил во мне ту способность сострадать, которой обладают все герои моего любимого писателя.
Куприн писал не только о любви. Еще одной ведущей темой писателя была правда. Всем известны его правдоискатели. Только сильные духом могут посвятить свою жизнь поискам правды, справедливости.
И снова писатель воспевает необходимые качества обычного человека.
Куприн считает, что для человека главным является не власть, богатство или еще что-либо материальное, а осознание своей сущности, человеческой значимости, духовности.
Невозможно охватить все произведения Куприна. Ho для меня писатель является, прежде всего, автором «Гранатового браслета», «Суламифи», «Поединка», «Олеси». Куприн — Оракул, провозглашающий вечное царство нравственных абсолютов.
Именно это выразилось в его произведениях, ставших памятником горячему человеческому сердцу.
Куприн верил в вечность любви, правды, красоты. Недаром он часто обращался к предсмертному стихотворению Г. Р. Державина:
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Мне кажется, что большой заслугой писателя является то, что он признавал равные права всех людей, пытался увидеть в каждом лучшее.
Многие считают, что Куприна нельзя ставить в один ряд с Гете, Шекспиром и другими писателями и поэтами, освещавшими в своих произведениях вечные для человечества «проклятые» темы. Ho что же может быть более актуальным, чем справедливость? Я считаю, что Александр Иванович Куприн занимает в русской литературе то же место, что и А. Дюма во французской, а Джек Лондон — в американской. Куприн воспевал нравственные идеалы, среди которых особое место занимает любовь.
Я восхищаюсь им и его книгами, которые стали моими верными спутниками жизни. Такие люди, как Куприн, живут вечно. Я верю в их путеводную звезду, верю в их силу.
Его произведения актуальны и для наших дней. Они будут актуальны всегда. А для меня Куприн всегда останется «моим Куприным» — одним из тех, кто познал вечное. «Да святится имя твое», — говорит герой ого рассказа.
И я повторяю это. Да святится имя твое, Александр Иванович!
«Нравственный абсолют» произведений А. И. Куприна