О чем говорит автор в новелле «Перевоплощение»

В литературе XX столетия фигура Франца Кафки одна из наиболее трагических и противоречивых. Его творчество отображает сложности и противоречия мира, которые Кафка воспринимал как абсурд своего времени. Он отобразил трагедию бессилия человека перед абсурдностью буржуазного мира. В романах «Замок», «Процесс» Кафка в своеобразной художественной форме воссоздает общественное отношение, раскрывает их настоящую суть.

Одна из ранних новелл Кафки «Перевоплощение» дает представление о творческой манере писателя, особенности

его мировосприятия, эстетики. Герой новеллы Грегор Замза одним утром, проснувшись после неспокойной ночи, увидел, что превратился в огромное, страшное, отвратительное насекомого.

Дальше рассказ влияет на читателя достоверностью стиля: автор будто ведет протокол событий, которые происходят. «Протокольный стиль» дает возможность сосредоточиться на поведении персонажей, бытовых мелочах, которые для героя вырастают в мучительные проблемы. Грегор Замза — обычный молодой человек, который вырос в большом городе, привязан к своей семье, ответственность за которую ощущает очень остро. Он заботится об отце-банкроте,

больной матери, сестре Грете, которая мечтает учиться в консерватории.

Он работает на небольшую фирму, большую часть своего времени проводит в разъездах, очень дисциплинированный, старательный, трудоспособный. Иногда ему бывает очень тяжело, но Грегор никому никогда не жалуется. Он понимал, что благосостояние семьи лежит на его плечах.

Тем страшнее для него перевоплощение в насекомого. С этого момента мир для героя «переворачивается». Он приспосабливается к своему новому отвратительному телу. Но в душе Грегор остается тем, кем был, — любящим сыном и братом.

Его мучают отчаяние и стыд, так как его семья останется без средств и старый отец, больная мать, юная сестра должны думать о заработке. Он с болью ощущает противное пренебрежение ближайших людей.

Однажды Грета устроила уборку в его комнате, цель ее была благородная — освободить больше места для передвижения насекомого, но шум, который сопровождает уборка, лишение любимых вещей глубоко поразили Грегора. Вынесли сундук, в котором Грегор хранил кое-что с самого детства, стол, за которым делал уроки, шкаф с одеждой. Понимая, что его лишают нормального жилья, он вылез из-под дивана, чтобы защитить свое последнее сокровище — портрет на стене.

Мать увидела огромное рыжее пятно на цветистых обоях, закричала, прежде чем поняла, что это и есть Грегор, и потеряла сознание. Ощущая свою вину, Грегор старается помочь сестре, которая бросилась искать лекарство, но пришел отец и с ненавистью швырнул в Грегора яблоком из вазы. Потом еще и еще бросал, пока одно из яблок не застряло в теле, и с того времени здоровья Грегора стало ухудшаться, его забыли все.

Ни в чем не виновный, презренный самыми близкими, он терпел страдание от позора больше, чем от голода и ран.

Все, что ему осталось, — это жалкое одиночество. Когда герой умирает, его смерть в семье воспринимают с облегчением. Впервые за долгое время иметь, отец и Грета идут на прогулку за город, они обсуждают планы на будущее, и родители, не договариваясь, подумали о том, который, что несмотря на прошлые страшные обстоятельства, их дочь красива. В герое новеллы Кафка воплощает страх человека перед жизнью, одиночеством, от которого никто не застрахован.

В абсурдном мире даже родственные связи становятся слабыми и разрываются. Главное для героев — выглядеть обычными, такими, как все. Внутренний мир человека, его переживания никого не интересуют.

В произведениях Кафки мир руководствуется законами, которые не подлежат логической мотивации, не может их постичь и душа.




О чем говорит автор в новелле «Перевоплощение»