О трагических судьбах русской интеллигенции в романах Солженицына
В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых оставляло бы впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя собеседником. Мне по-настоящему дорога все-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда. В последнее время появились оригинальные по содержанию произведения, авторы которых пытаются убедить нас в правильности изображения событий сталинского периода, кровавой полосы в жизни России.
Нам, молодым, очень трудно давать объективную оценку тому, что происходило
Противоречивыми, внутренне драматическими были судьбы писателей, втянутых в водоворот этих событий, — А. Платонова, А. Солженицына, Б. Пастернака, М. Булгакова. Все они дети своего времени и делили со своей страной ее страшные испытания, ее духовную драму. Их творчество — выстраданная боль за судьбы отечества, пораженного тяжелым недугом, за судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено.
Прочитав книги А. Солженицына
Впервые в истории такое множества людей развитых, зрелых, богатых культурой оказались навсегда «в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтера». А. Солженицын в начале своего повествования пишет о том, что в его книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами.
Архипелаг — все эти «острова», соединенные между собой «трубами «канализаций», по которым «протекают «люди, переваренные чудовищной машиной тоталитаризма в жидкость — кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий «собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость, то любовь, то ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль страны, метастазами во все стороны… «.
Обобщая в своем исследовании тысячи реальных судеб, неисчислимое множество фактов, Солженицын пишет, что «если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать — тридцать лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотой, голого и привязанного пытать муравьями, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие, медленно раздавливать сапогами половые органы, «ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца»: многие зрители попали бы в сумасшедший дом » . Я, человек девяностых годов, не могу в это поверить.
Неужели была такая необходимость издеваться над народом? Ведь в таких условиях может произойти ломка сознания, самодеградация, отказ от своих убеждений, от сознания невиновности. И А. Солженицын доказал это, приведя в пример Елизавету Цветкову, узницу, которой в тюрьму пришло письмо от дочери, попросившей мать сообщить, виновата ли она. Если виновата, то пятнадцати летняя девочка от нее откажется и вступит в комсомол.
Тогда невиновная женщина пишет дочери неправду: «Я виновата. Вступай в комсомол». «Как же дочери жить без комсомола?»- думает бедная женщина.
А. И. Солженицын, бывший узник ГУЛАГа, ставший писателем для того, чтобы поведать миру о бесчеловечной системе насилия и лжи, вынес в печать свою лагерную повесть «Один день Ивана Денисовича». Один день героя Солженицына, пробежавший перед моим взором, разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России. Иван Денисович Шухов, заключенный, жил как все, воевал часто, пока не попал в плен.
Но Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания даже в ГУЛАГе, он остался человеком. Что же помогло ему устоять?
Кажется, в Шухове все сосредоточено на одном — только бы выжить. Он не задумывается над проклятыми вопросами : почему так много народа, хорошего и разного, сидит в лагере? В чем причина возникновения лагерей? Он даже не знает, за что его посадили.
Считается, что Шухов находился в заключении за измену Родине. Шухов — обычный человек, жизнь его прошла в лишениях, недостатке. Он ценит прежде всего удовлетворение первых простых потребностей — еды, питья, тепла, сна. Этот человек далек от размышлений, анализа.
Ему присуща высокая приспособляемость к нечеловеческим условиям в лагере.
Но это не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, живет по совести. Главное для Шухова — это труд. В лице тихого, терпеливого Ивана Денисовича, Солженицын воссоздал почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства тоталитарного режима и, несмотря ни на что, выжить в этом «десятом круге ада» и сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримости к нравственным порокам.
Произведения А. Солженицына по-настоящему заставили меня задуматься над прошлым моей страны.
О трагических судьбах русской интеллигенции в романах Солженицына