Обобщение на основе творчества А. И. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в г. Наров возле Пензы в семье мелкого чиновника. Он провел безрадостное «казенное» детство сперва в Доме для вдов в Москве, где находилась его мать, потом в Розумовском благотворительном сиротском пансионе. В десять лет Куприна отдалили в 2-гу московскую военную гимназию, реорганизованную в скором времени в кадетский корпус с суровым солдатским режимом и телесными наказаниями. Порывистый, горячий, непокорный мальчик испытал много бедствия через жестокие корпусные порядки. «Трехлетним

мальчишкой меня привезли к Москве, и из этого возраста вплоть до девятнадцати лет я не выходил из казенных учреждений». С детства Куприн возненавидел насилие, стал чутким к чужому страданию.

Осуждением произвола и мечтой о свободе говорят уже первые стихи Куприна — Кадета. В восемнадцатилетнем возрасте Куприн поступил в московское военное училище. Здесь он написал и анонимно опубликовал свой первый рассказ «Последний дебют».

Это произведение о красоте и силе чувств простого человека определил заведомо одну из ведущих тем в творчестве Куприна.

После окончания училища Куприн В чине подпоручика

был направлен в 46-и пехотный Днепровский полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Будни глухого городка, быт и обычаи одичавшего заштатного офицерства, провинциальных мещан описал он со временем в рассказах «Дознание», «Поход», «Прапорщик армейский», «Из улицы», «К славе», «Полубог», в повести «Поединок». Весной 1893 года Куприн едет к Петербург держать экзамен в Академию Генерального штаба.

В академию он не попал, и, уйдя из армии, едет в Киев, где сотрудничает в киевской ежедневной печати, а потом в житомирских, одесских, ростовских, поволжских газетах. Фельетоны, судебная хроника, рассказ, передовые статьи, стихе, очерки, театральные рецензии — такой диапазон газетчика Куприна. Многое из этой пестрой продукции, которая нередко печаталась под псевдонимами, не учтено и утеряно.

Большое место в фельетонах Куприна занимает критика местных киевских чиновников.

За время своего пятилетнего пребывания в Украине, с 1894 года, он печатался в газетах «Киевлянин», «Киевское слово», «Волынь» , «Одесские новости». Написанные для киевских газет очерки составили цикл «Киевские типы», что вызывает интерес и по сей день. Жизнь Куприна в 1895-1900 годах было особенно разнообразное и пестрое. Стремясь, за собственным выражением, «видеть все, знать все, уметь все и писать о всем», Куприн много ездит по России, охотно изменяя профессии, образ жизни, окружение. Кем только он не работал: служил в технической конторе в Москве, руководил имением в Ровенском уезде, работал в кузнечной мастерские на сталелитейном заводе в Донбассе, помогал псаломщику в сельской церкви, организовал спортивное общество в Киеве.

Терпя нужды и голод, он таскал большие грузы в артели, играл в театре. Приехав в Донбасс с записной книжкой корреспондента киевских Известий, Куприн вывозит оттуда не только увлекательно и живо написанные очерки о южной промышленности, а и целую серию рассказов. К самому Куприна можно отнести слова, что он когда-то сказал о своем любимом писателе Редьярде Киплинге: «Ему знаком быт и детали из жизни офицеров, чиновников, Солдатов, докторов, он знает детали сотен профессий и ремесел. Но он никогда не устает со своим огромным багажом… все это нужно было ему для того, чтобы знать истинно, не из книг, не за слухами, те вещи и факты, о которых пен говорит в своих книгах, чтобы читатель мог доверять ему.

И в этом доверии заключается одна из тайн удивительного обаяния его рассказов и его большой и заслуженной славы».

Всероссийскую популярность принесла Куприну повесть «Молох» . Название повести символическое: главный «герой» произведения — завод, который поглощает «двадцать лет человеческой жизни», — уподобляется идолу Молоху. Молох — в мифологии древних финикиян, карфагенян, израильтян и других — бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; символ жестокой силы, что требует множества человеческих жертв. Повестью «Олеся» и рассказами «В лесной глуши», приоткрывается очень характерная для Куприна тема «естественного человека», сильных, самобытных «детей природы». Под конец 90-х лет для Куприна, писателя, который получил популярность, работа в провинциальной печати стала особенно большим бременем. Побывал в Ялте, куда Чехов, как магнит, притягивал литераторов, художников, артистов.

Там Куприн познакомился с Львом Толстым, артистами Художественного театра, там же состоялась такая важная для Куприна встреча с Чеховым и Горьким, которая определила на много лет заведомо работу молодого писателя. В 1901 году Куприн подарил Чехову «с чувством большой нерешительности» свой первый сборник «Миниатюры». Под непосредственным наблюдением Чехова создавалось Куприным рассказ «В цирке» — эта, по выражению Чехова, «свободная, наивная, талантливая вещь», со временем высоко оцененная Львом Толстым.

В 1901 году Куприн приехал в Петербург работать редактором в беллетристическом отделе журнала «Мир Божий», сблизился с Горьким, стал видным участником «литературной дружины», которую собирал Г. Горький. В мае 1905 года в шестой книге сборника «Знание» появилась его повесть «Поединок» с посвящением Горькому. Того же года Купрін стал очевидцем расстрела матросов на крейсере «Очаков», помогал перепрятать нескольких матросов, которые спаслись из крейсера, написал очерк «События в Севастополе», через который был изгнан из города. В года Гражданской войны писатель вместе с отступающими оказался в Ямбурге, а потом через Финляндию прибыл в Пряж.

В эмиграции он создает повесть «Колесо времени», книги «Купол свяого Исаакия Далматского», «Елан». Куприна всегда привлекали герои, которые хотя бы раз в жизни пережили мытые «счастливых гармонических состояний», когда в человеке объединяются «ум, сердечное чувство и инстинкт жизни».

В написанной по мотивам библейской «Песни песен» царя Соломона; «Суламифь» ведущей есть та самая мысль: лишь любовь, всесильное и вечное, и сможет уберечь людей от морального вырождения — утверждает писатель. В 1937 году Куприн, смертельно больной, возвратился в Россию.




Обобщение на основе творчества А. И. Куприна