Образ Гаврика в повести «Белеет парус одинокий»

Разбирая главу «Гаврик», все обращают внимание на внешность мальчика и дедушки, на условия их существования, что помогает понять, как жилось этим двум людям. У Гаврика маленькое пестрое лицо с лилово-розовым носиком, облупленным, как молодая картофелька, маленькое, но крепкое плечо; он ходит валкой, цепкой походочкой одесского рыбака, спит на берегу моря, положив под голову гладкий морской камень и укрыв лицо старым дедушкиным пиджаком. Каждая деталь свидетельствует о трудовой жизни мальчика, о постоянном пребывании под солнцем и ветром,

о привычке к суровым условиям жизни.

На дедушке стираная-перестираная рубаха. Между зад ранной рубахой и мешковатыми штанами виднелся худой коричневый живот… Дедушка ходил по огороду, опустив сиеую голову. Живут они в хибарке, стены которой потемнели, облезли.

Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный ИЗ всякого деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры, мачт. Вся их жизнь полна труда и забот. Очень часто наступало такое время, когда улова не было никакого.

Денег не оставалось ни копейки, и дедушке вместе с внуком приходилось потуже затягивать ремешки и удовлетворяться

вместо завтрака кружкой холодной воды.

Старика и мальчика связывает крепкая дружба, основанная на преодолении трудностей жизни, на взаимопонимании и поддержке. Они не выражают свою любовь словами, но по той суровой нежности, которая скупо проглядывает в их отношениях, видно, как дорожат они друг другом.

Читатели уже знакомы с приемом работы, когда вначале высказываются самостоятельные суждения учащихся о поведении героев в каком-либо эпизоде, о мотивах этого поведения, о внутренних переживаниях, а затем в процессе чтения эти представления о героях уточняются, обогащаются за счет анализа ремарок. Прочитаем эпизод.

Читатели отмечают: Гаврик «прекрасно понимал, что они с дедушкой всецело зависят от этой женщины», поэтому он «почтительно остановился поодаль», «непременно снял бы шапку, если бы она у пего была», «тихонько поставил садок», «опустил руки и посматривал на свои босые переминающиеся ноги», «терпеливо дожидался, когда его заметит».

Мы понимаем, что «почтительность» Гаврика — игра, которая вызвана его зависимым положением. Но и торговка играете мальчиком, изображая полнейшее равнодушие к тому «товару», который принес Гаврик. В ее интересах как можно дольше не замечать мальчика, соблюдая базарный обычай: «Кому нужны деньги, тот пусть и ждет».

Вот почему она разговаривает, «не глядя на Гаврика»; на рыбу посмотрела вскользь; закричала, «делаясь от гнева красной, как свекла», а затем, «окончив кричать… спокойно принялась перекладывать бычки из садка в свою корзину, ловко отсчитывая десятки».

Сильное волнение и гнев охватывают мальчика, когда он видит, как бесцеремонно обманывает его эта «мадам» с увесистым кошельком. Вначале мальчик в тоске переступил с ноги на ногу и скромно улыбнулся, желая превратить неприятный разговор в шутку. Затем Гаврика охватил ужас. Он вспотел от волнения.

Мальчик остолбенел. Он хотел что-то сказать, но горло сжалось.

Гаврику хотелось кричать от обиды и злости. Дать бы ей изо всей силы кулаком в морду так, чтоб из носа потекла Юшка. Гаврик пытается еще изменить положение, заискивающе улыбается, уговаривает, чуть не плача, но торговка, сделав свое дело, не обращает на него ни малейшего внимания.

Поняв тщетность уговоров и просьб, Гаврик уходит. В нем заговорила рыбацкая гордость. А торговка продолжала сидеть громадная, неприступная, каменная.

В результате детального разбора этой сцены нам становится доступным тот психологический подтекст, без которого трудно понять внутренний мир героев. Так, автор не раскрывает нам всего, что чувствовал Гаврик после разговора со скупщицей рыбы, но по тому, как мальчик вытер рукавом слезы, как вскинул на плечо садок и пошел прочь своей цепкой походочкой, можно судить о сдержанности, которой научила его суровая жизнь, о ненависти к хищникам, подобным Стороженко, о трудовой гордости, которую не может сломить даже голод, о том, что он вынесет любое испытание, преодолеет все невзгоды.

Над главой «Вопросы и ответы» Читатели работают на уроке по развитию речи. В начале урока проверим план, который составили все дома к главам «Шаланда в море» и «Башенное, огонь!». Затем покажем им фрагменты из фильма » Белеет парус одинокий » и попросим рассказать, как в эпизоде «Спасение матроса» проявил себя Гаврик. Отвечая, Читатели подготовятся к анализу поведения Гаврика.

Выразительно читая на уроке диалог Гаврика и сыщика, Читатели должны сопроводить реплики героев своими «авторскими ремарками», по которым можно будет судить, какими «видят» и «слышат» они героев в данной сцене.

Читатели объяснят, почему избрали ту или иную интонацию, как она связана с особенностями персонажей и с теми целями, которые ставил перед собой каждый из них. Такое чтение обогатит представление школьников о характере Гаврика: о его остром уме и смекалке, о ловкости и хитрости, благодаря которым мальчику удалось направить опытного сыщика по ложному следу.




Образ Гаврика в повести «Белеет парус одинокий»