Образ главного героя в поэме «Василий Теркин» Твардовского А. Т

Итак, в результате долгой и напряженной работы по вынашиванию, реализации и воплощению замысла герой произведения перестал быть условной и тем более лубочной фигурой «необыкновенного», «богатыря», стал проще, конкретнее и вместе с тем обобщеннее, типичнее, олицетворяя собой весь сражающийся народ. Знакомя с ним читателей своей поэмы уже в первой главе «На привале», Твардовский пишет:

Теркин — кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень

в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И, подчеркнув эту, в отличие от фельетонного персонажа, обычность своего, по сути нового, Теркина, его неотделимость от массы бойцов, поэт в самой, казалось бы, непритязательной внешности выявляет его незаурядность: «Красотою наделен / He был он отменной. / He высок, не то чтоб мал, / Ho герой-героем».

На протяжении всей поэмы в образе Василия Теркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный народный характер русского человека. В герое Твардовского живет естественная, как дыхание, любовь к родине, верность своему гражданскому

и воинскому долгу. Образ Теркина несет в себе большое художественное обобщение, он глубоко типичен и вбирает то, что характерно для многих людей.

Однако в нем эти присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастеровитость русского человека-труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, — все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народно-поэтические традиции:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

В «Теркине» война изображена, как она есть — в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. Во вступительной главке «От автора» поэт не без улыбки, но и достаточно серьезно замечает: «На войне одной минутки / He прожить без прибаутки, / Шутки самой немудрой». И действительно, начиная с первой и до завершающей главы стихия юмора пронизывает поэму:

— Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колесах прямо.

Эй, славяне, что с Кубани,

С Дона, с Волги, с Иртыша,

Занимай высоты в бане,

Закрепляйся не спеша!

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что книга Твардовского сильна прежде всего своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом — на пределе возможностей — испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека. Она отмечена полнотой и всесторонностью реалистического изображения военной страды: величайших бедствий, страданий и подвигов народных.

Об этом свидетельствуют не только программные слова о «правде сушей, / Правде, прямо в душу бьющей, / Да была б она погуще, / Как бы ни была горька», — из вступительной главки, но и буквально каждая страница книги, горестное и трагическое содержание многих ее глав и, конечно же, проходящие рефреном, ставшие крылатыми ее строки: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле».

Жестокая и горькая правда этих слов со всей остротой сопереживания раскрывается в строфах о том, как война беспощадно поглощает людские жизни, — в главе «Переправа»:

И столбом поставил воду

Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд.

Густо было там народу —

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,

He забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Или — другой пример — столь же беспощадная правда об изнурительных боях за «населенный пункт Борки», небольшую лесную деревеньку, от которой и осталось-то всего «обгорелых три трубы»…

Речь идет о том болоте.

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь — по грудь.

Где в трясине, в ржавой каше,

Безответно — в счет, не в счет —

Шли, ползли, лежали наши

Днем и ночью напролет…

И в глуши, в бою безвестном

В сосняке, в кустах сырых

Смертью праведной и честной

Пали многие из них.

В связи с упомянутой выше главой «Смерть и воин» следует обратить внимание на сочетание в поэме реализма и условности, на то, что глубоко реалистический характер произведения не мешает использованию в нем условных, фантастических, символических образов и мотивов. Кстати, эта глава, как отмечал сам автор, связывает поэму военных лет с опубликованным много лет спустя «Теркиным на том свете», где условность и фантастика играют важную роль в сатирическом изображении современности.




Образ главного героя в поэме «Василий Теркин» Твардовского А. Т