Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин
Одновременно с рассказами сборника «По Руси» Горький работал над автобиографической повестью «Хозяин».
Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: «Вы скажете — марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и русская интеллигенция, которая наиболее поучительна со стороны своей духовной шаткости».
Горький этим высказыванием подчеркивал, что к марксистским идеям его привело прекрасное знание
Впечатления этого периода поддерживали всю жизнь непримиримую ненависть писателя к такому миру, поэтому он не мог сочувствовать идейной шаткости либеральной интеллигенции, всегда готовой пойти на компромисс с «хозяином» в испуге перед революционным движением народных масс. Свою судьбу Горький связал с революцией.
Горький подробно описывает условия каторжного труда в пекарне Семенова — тесное, грязное помещение, почти непосильный объем работы, не раз говорит о грошовых
Семенова ненавидят в пекарне, но и боятся, угодливо подчиняются ему, более того, порою даже гордятся «удачливым» хозяином. Во время запоя Семенова каждый стремится что-то урвать себе, когда же хозяин возвращается к делу, все безропотно смиряются с новым, увеличенным объемом работ.
Рабская психология и отчужденность работников пекарни вначале «тяжким комом» давят Грохало. Образ Грохало автобиографичен, само название повести имеет подзаголовок «Страница автобиографии». В крендельное заведение Семенова Горький поступил в конце 1885 г. Один из современников писателя вспоминал: «У Семенова Алексей Максимович работал много. Много перенес оскорблений от этого самодура.
Но рабочие-семеновцы удивлялись гордой независимости Алексея Максимовича и считали его ученым, бывшим студентом». С большой точностью опираясь на факты своей жизни, Горький, «взяв простейшее, обыденное явление, вскрывает его глубоко-драматический смысл, показывает его зависимость от общих условий жизни», то петь создает художественное произведение большой обобщающей силы.
Для Горького было важно не только показать античеловеческую, чудовищную основу жизни, которая зиждется на взаимоотношении хозяина и раба, но и противопоставить этому миру новую модель поведения человека,| то есть старому противопоставить нарождающееся новое. И в этом произведении складывается концепция человека «проходящего», не только исполненного чувства человеческого достоинства, но и способного реализовать его в конкретных жизненных ситуациях. Здесь делается акцент на активно-просветительскую роль «проходящего», на его обязанности помочь людям разобраться в жизни. Но с каких же позиций?
В повести прекрасно показано, каким большим содержанием наполнено понятие «человеческое достоинство». Из категории нравственной оно перерастает в категорию социально-общественную. Соблюсти свое личное человеческое достоинство — это значит вступить в борьбу с миром хозяина и раба, основы которого несовместимы с понятием свободы и творческого, созидательного труда, что является главным для человека.
Позиция достоинства и независимости героя обескураживает порою и самого хозяина. В сцене, когда Семенов, выхватив у Грохалы книгу, собирается бросить ее в огонь, а последний, схватив хозяина за руку, требует эту Книгу возвратить, интересно не только поведение «сдавшегося» хозяина, но и то огромное напряжение, которое испытывают все работники пекарни: впервые в жизни они видят пример спокойного, твердого неповиновения хозяину.
Что-то новое постепенно появляется в душе окружающих людей. Шатунов говорит: «…пошатнулась душа в другую сторону… хочется мне пройти по земле возможно дальше… наскрозь бы! Поглядеть — как оно все стоит… как живет, на что надеется?» Более того, все работники доходят до прямого сопротивления «хозяину», когда тот избивает одного из них.
«Пестрота» человеческой души рождает в герое-рассказчике противоречивое чувство, «как ребенок-озорник в сердце матери: ударить его надо, а — приласкать хочется…» Побеждает в этом противоречивом чувстве любовь, вера в то, что не погаснет в человеке стремление к иной жизни, пусть и не ско-ро, но человек изменит жизнь, переустроит ее, и залогом тому является пробуждающееся самосознание людей. Размышляя над этим, герой вспоминает, «что где-то, по запутанным дорогам великой неустроенной земли, не спеша, одиноко шагает «проходящий» человек Осип Шатунов и, присматриваясь ко всему недоверчивыми глазами, чутко слушает разные слова — не сойдутся ли они в «стих на всеобщее счастье»?»
Так повесть «Хозяин» вновь возвращает внимание читателя к сборнику «По Руси», с его идеалами высокого гуманизма.
Е. Тенишева
Источники:
- Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. — 480 с., ил.
Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.
В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.
Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин