Образ и характер Калинина в рассказе Калинин

Герой рассказа «Калинин» особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в «Моем спутнике» и как Промтов в «Проходимце» . Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить «сам по себе», презирая всех остальных, продолжает линию этих персонажей. И все же нельзя не видеть, что отношение писателя к таким людям становилось с годами все более непримиримым.

Рассказы «Мой спутник», «Проходимец» и «Калинин» построены но одному принципу: герой-рассказчик встречает во время своих скитаний

человека, заинтересовавшего его своей необычностью, и па время берет его себе в спутники, пока не «разгадывает» его истинную сущность и не расстается с ним. Но если для «разгадки» Шакро понадобилось несколько недель, а на «разгадку» Промтова ушло несколько дней, то иначе обстоит дело с Алексеем Калининым. «Проходящий» уже через несколько часов общения с ним почувствовал: «нити, привлекавшие меня к нему, как-то сразу перегорели, оборвались».

И процесс «разгадки» оказался в данном случае не только более быстрым, а и более крутым по своим окончательным выводам, можно даже сказать —

более взрывным. Анархическое отношение к жизни М. Горький увидел не только у таких бродяг, как Алексей Калинин или как наставлявший его старик — проповедник из секты «бегунов», а и в некоторых произведениях литературы, в частности — в нашумевшем в годы реакции, бывшем тогда у всех на устах рассказе Леонида Андреева «Тьма». Идейным центром этого рассказа был крик отчаяния его героя-террориста, «революционера» анархистского толка : «Если нашими фонариками не можем осветить всю тьму, так погасим же огни и все полезем во тьму». Как прямой ответ на эти слова звучит концовка рассказа «Калинин»: «Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнем горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи — увидел этот маленький огонь…»

В таких рассказах-опровержениях М. Горький также не упускал из виду своего главного героя — народ. Отмечая тот факт, что в книге «По Руси» постоянно указываются губернии, откуда родом персонажи, критики писали, что в этом проявилась важная особенность поэтики М. Горького: его стремление к предельной конкретности и точности описаний. Думается, что в данном случае надо говорить не столько о поэтике, сколько о поэзии. Когда перед нами в книге «По Руси» вереницей проходят покинувшие родные места крестьяне — орловские, тульские, воронежские, курские, рязанские, нижегородские и т. д. и т. д.,- мы словно физически ощущаем огромность России, охваченной страшным народным бедствием.

И хотя эта поэзия проникнута глубоким трагизмом, в ней передано ощущение мощи народа, заставляющее вспомнить о словах Ф. Энгельса из его письма, адресованного в Россию в том трагическом «голодном году»: «Великая нация, подобная вашей, переживет любой кризис». Нельзя не вспомнить перечень губерний из книги «По Руси», читая одно из писем М. Горького 20-х годов: «Вот — люди наших дней… Я читаю их письма, вижу, на фотографиях, их донские, кубанские, нижегородские рожи и, знаете, радуюсь.

Удивительный народ. Все поглощающий народ. Толк — будет».

Забегая вперед, стоит отметить, что именно в этом настроении — настроении крепнущей веры в мощь и бесповоротность завоеваний Великого Октября — М. Горький работал тогда над повестью «Дело Артамоновых».

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с —

Аннотация:

В том вошли цикл рассказов «По Руси» и «Дело Артамоновых» — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.




Образ и характер Калинина в рассказе Калинин