Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь
Зрелый Чехов весьма разнообразен не только в выборе тематики и героев, но и в манере изложения. Если прочитать «Степь» и сразу же после нее «Скучную историю», то откроется целая бездна, разделяющая мир девятилетнего провинциального мальчика и мир старого профессора Московского университета, отягощенного болезнью и мыслями о приближении смерти, о бренности своей мировой славы…
Егорушка еще смотрит на все окружающее широко открытыми глазами, он еще не живет, а только учится жить.
Учится видеть прекрасное и учится ненавидеть
Если ему и суждено пережить предательство друзей, столкнуться с равнодушием или испытать тягостное сознание несовершенства собственной личности, то это, по замыслу автора, произойдет только в будущем. Но замысел продолжения «Степи» остался неосуществленным, а в написанной повести Егорушка еще просто растет, мало представляя себе, какова же будет его дальнейшая жизнь. Повесть так и кончается — тайной тоской мальчика, поселившегося в чужом для него доме: «Какова-то будет эта жизнь?»
Духовная драма профессора Николая Степановича-явление типичное для русской интеллигенции конца
Но ему чего-то не хватает, чтобы порвать с этим фальшивым миром и бросить все — семью, кафедру, Москву и попытаться жить иначе.
К концу повести Николай Степанович с беспощадностью ученого, привыкшего анализировать факты, делает открытие обесценивающее всю его длинную жизнь: «И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желаний жить нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.
А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».
Наивность и чистота ребенка, еще не обученного грамоте, но каждой мыслью и каждым чувством заинтересованно приобщающегося к жизни, и душевная вялость образованного, одаренного ученого-естественника… Кажется непонятным, как могли в сознании 28-29-летнего автора вместиться одновременно два таких полярно противоположных человеческих мира. Но потому и могли, что внутренний мир талантливого художника — это целая вселенная, способная вобрать в себя переживания множества разнообразных людей.
Горький очень точно сравнил Чехова с «огромным рефлектором», который собирает в себе «все лучи» жизни и «все ее краски». Со второй половины 80-х годов в творчестве Чехова начинают настойчиво звучать мотивы родины, русской земли. С необычайной до этого щедростью он вводит в свои рассказы пейзаж, и это не просто картины прекрасной природы, а повод для более общих размышлений.
Источники:
- Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.-М.: «Худож. лит.», 1980.
352 с. ..Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.
Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь