Образ и характер русского крестьянина в рассказах
Прекрасны, загадочны жизнь и природа. Но не менее загадочен сам человек. В десятые годы XX века Бунин особенно пристально присматривается к русскому крестьянину, к при-чудливым сплетениям темных и светлых сторон его души.
Откуда, например, взялась героическая, сверхчеловеческая сила у хилого шорника Ильи, который ночью несет сквозь мороз и туман умирающего, а потом мертвого сына — и не погибает сам лишь потому, что «не до смерти» ему? Воспоминание об этой ночи горестно освещает всю его жизнь, однако оно же и придает ей смысл.
Но живут
Так и не успевшие за все годы задуматься над собственным бытием, под старость, однако, решают они наконец «приступить
Бунин не удостаивает этих безымянных статистов даже намеком на какое-либо подобие внутренней жизни. Зато он не жалеет красок на изображение мира внешнего, вещного, в котором живет это буржуазное общество. Он презрительно выписывает каждую мелочь, все эти, отмеренные щедрой рукой мира вещественного, порции пароходной, отельной и прочей роскоши, являющие собою истинную жизнь в их понимании. Писатель страстно утверждает недостойность жизни этих «господ» на земле. «Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, — писал впоследствии Бунин, — приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и. обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть…»
Своего апогея обличительный гнев писателя достиг в маленьком рассказе «Старуха» . Все «бунинское» как бы спрессовано и явлено в нем с такою поэтической силой и стра-стностью, что если бы Бунин написал только один этот рассказ, его можно было бы, причислить к классикам русской литературы. Всего на трех печатных страницах Бунин дал Россию зимы 1916 года. Идет кровопролитная мировая война, унесшая в могилу четверых сыновей безвестного уездного караульщика; в деревнях — голод и нищета; в столице же — «разливанное море веселия»: «цвет» искусства услаждает слух, зрение и нервы бездумной публики; в захолустном городишке пожилой учитель корпит над тщетой — отвлеченным теоретическим сочинением. И лишь одна жалкая, никому не нужная старуха, безутешно оплакивающая свою никчемную жизнь, оказывается, сама того не ведая, самым естественным существом в этом безумном мире, в котором нарушена гармония и здравый смысл. Сколько щемящего сострадания к безымянной старухе, как бы олицетворяющей для Бунина Россию, находящуюся, как он считал, на краю бездны, вложено в этот рассказ!
Он — как бы итог, последняя точка перед роковым жизненным поворотом — разрывом с родиной.
Бунин И. А. Рассказы. М., «Худож. лит.», 1978. 351 с. .
В настоящее издание вошли лучшие рассказы Ивана Алексеевича Бунина. : «Антоновские яблоки», «Маленький роман», «Худая трава», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Бернар» и др.
Образ и характер русского крестьянина в рассказах