Образ и характер учителя Никитина по повести Студент
Раскрывая том Чехова с его рассказами, мы часто застаем его героев в пути. Кто едет в телеге, кто на санях, кто на пароходе. О событиях трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» читатель узнает из рассказов героев, в одном случае расположившихся после охоты на ночь в деревенском сарае, в другом случае укрывшихся от проливного дождя в ближайшей усадьбе, а в третьем-из рассказа самого владельца усадьбы, приютившего охотников.
Природа России, ее дороги и дорожные встречи у Чехова — хороший повод для размышлений о назначении
Серьезные мысли о связи исторических эпох, о кровной заинтересованности современного человека в той драме, которая разыгралась, по христианскому преданию, девятнадцать веков назад, пришли к студенту духовной семинарии Ивану Великопольскому, когда он, возвращаясь с охоты, остановился погреться у костра и рассказал двух вдовам, матери и дочери, историю отречения апостола Петра.
Учитель Никитин, втянувшийся в спокойный ритм мещанского существования, в один прекрасный весенний день, когда солнечные лучи сквозь оконные стекла падали прямо на его письменный стол, вдруг
Сидящие в двух разных комнатах, здесь противопоставлены как два враждебных мира.
Готовность Никитина порвать с мещанским счастьем — высшая ступень в жизненном поведении лучших чеховских героев этого времени.. Решительный шаг все еще не совершен, хотя по сравнению с профессором Николаем Степановичем этот гимназический учитель ушел далеко вперед.
К концу жизни Чехов, как известно, поведет своих героев дальше, и разрыв с царством пошлого быта будет реально осуществлен молоденькой героиней его последнего рассказа — Надей Шуминой. А пока даже эта готовность — добрый знак: ясно, что с такой силой ненависти к мертвому, ограниченному сознанию для героя неизбежен выход к широким просторам русской жизни, о которых он так мечтает Никитин на верном пути.
За беспокойным духом чеховских героев мы не можем не чувствовать огромную нравственную силу художника. И чем больше мы узнаем о его личности, тем яснее нам становится, что он хотел сказать своими произведениями. «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»,- говорил Горький о Чехове.
Хорошо прочитать и заново перечитать рассказы и повести Чехова, скажем мы вслед за Горьким: они дают нам возможность оторваться от будничной суеты и обратиться мыслью к высоким понятиям ценности человеческой жизни, красоты русской природы, судьбы родины.
Э. Полоцкая
Источники:
- Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.-М.: «Худож. лит.», 1980.
352 с. ..Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.
Образ и характер учителя Никитина по повести Студент