Образ маленького человека в произведении Солженицына Один день Ивана Денисовича
Новая волна интереса к маленькому человеку в отечественной литературе поднялась в 60-70-е годы, когда люди несколько устали от парадности, шумихи, призывов к героизму и т. п. У писателей возникла настоятельная потребность осмыслить, а как же живет в эти внешне благополучные годы простой, обыкновенный, маленький человек. Одним из первых откликнулся на эту потребность Солженицын рассказом «Один день Ивана Денисовича». Солженицын показывает маленького человека в экстремальной ситуации — в лагере.
Иван Денисович — одна из бесчисленных
Через весь рассказ проходит твердая уверенность: Иван Денисович не пропадет, выживет, а значит, не пропадет и народ. Даже в лагерных условиях находясь на положении «маленького» , Иван Денисович не теряется: там где-то подработает, там немного схитрит, там помогут добрые люди, которых и в лагере хватает. Иван Денисович не ожесточился,
Не потерял Иван Денисович и прочных нравственных критериев оценки человека. Но главное, чем жив Иван Денисович, — это труд, работа, и не случайно он так заботливо прячет свой любимый, по руке мастерок — прячет как одну из немногих абсолютных и бесспорных ценностей в этой жизни, наряду с хлебом. И не может рабочий человек Иван Денисович, чтобы раствор пропалил зря, и делает свое дело не кое-как, а со вкусом и душой, весь отдаваясь процессу работы, до того даже, что жалеет, что рабочий день кончился. Не случайно картина труда во всем рассказе самая светлая, даже, как это ни парадоксально, оптимистическая. И вообще весь рассказ проникнут парадоксальным оптимизмом, который основывается вот на этой уверенности — не пропадем!
Солженицын своим рассказом поддержал одновременно и гуманистическую традицию сочувствия маленькому человеку, и традицию восхищения им, и ближе всего рассказ Солженицына стоит, по-видимому, к трактовке маленького человека в творчестве Лескова.
Образ маленького человека в произведении Солженицына Один день Ивана Денисовича