Образ символ Христа по поэме Двенадцать

С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой «Возмездие», которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX — начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала в тему народного возмездия капиталистическому миру.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Блок воспринял как историческое осуществление

этого справедливого возмездия.

В поэме «Двенадцать», написанной в январе 1918 года, он довел до конца свое обличение «страшного мира», придав ему революционный характер и показав тех, кто его разрушает.

Старый мир показан в символических образах попа, дамы в каракуле, писателя-«витии», буржуя, похожего на «голодного пса». Этим сатирически обрисованным персонажам противопоставлены двенадцать красногвардейцев, проходящих дозором по вечернему Петрограду.

В поэме сложно переплетаются сознательное и стихийное, героическое и бытовое, высокое и низменное. Красногвардейцы еще недостаточно

сознательны, они несут на себе тяжелое наследие прошлого. Но не следует преувеличивать их стихийность и отождествлять их с уличной анархической голытьбой. Именно красногвардейцы вносят волевое начало, организованность и порядок в стихию. В поэме слышатся их команды, призывы к бдительности: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!», «Товарищ!

Гляди в оба!», «Товарищ, винтовку держи, не трусь…», «Вперед, вперед, вперед, рабочий народ»! и т. д. Да и сами красногвардейцы перевоспитываются в революционной. борьбе, изживают темные инстинкты, выполняют свою историческую миссию, революционный долг, отрекаясь от личного — «ко всему готовы, ничего не жаль». Они неуклонно идут вперед «державным шагом» и олицетворяют собой поступь народа.

Очерченные бегло, эскизно, красногвардейцы на наших глазах превращаются в монументальные фигуры, символические образы. Поэт незаметно расширяет масштаб изображения: патруль оказывается бессменным, и уже кажется, что идут красногвардейцы не по земле, а по земному шару. Повествование переключается из бытового в обобщенно-символический план. Величие дела, за которое сражаются красногвардейцы, их смелость: и непреклонность придают поэме героический характер.

Пафос поэмы в утверждении правоты революционного народа.

Блок воспел Октябрьскую революцию в ее всемирном значении. Символическим образом Христа в финале поэмы он благославил революцию, утвердил ее «святость» не в религиозном, а в нравственном смысле. Двенадцать красногвардейцев — носители духа времени; правды истории.

Они воспринимаются как двенадцать апостолов нового мира. Образ Христа был для Блока символом всеобщего обновления жизни, однако поэт сам чувствовал его чужеродность в поэме о революции, понимая, что впереди двенадцати должен идти кто-то другой, но не знал, кто этот другой.

Односторонность блоковского восприятия революции только как разрушительной стихии не помешала ему показать зарождение, революционной дисциплины и сознательности в массах.

Беспощадное отрицание старого мира, понимание всемирно-исторического значения революции сделали поэму выдающимся,, поистине бессмертным произведением. Блок воспел революцию как светлую, очищающую силу,- придал поэме праздничное,- победное звучание.

Источники:

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время. Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» .




Образ символ Христа по поэме Двенадцать