«Образ солдата 1812 года» Методическая разработка урока изобразительного искусства

Вид занятия: Тематическое рисование. Беседа. Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

Творческая работа. Зарисовка по представлению фигур солдат русской и французской армии.

Цели:

Создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России;

Обогащение знаний истории и изобразительного искусства.

Задачи:

Формирование представления о войне и героях 1812 года, о Бородинском сражении как величайшей битве в отечественной истории средствами изобразительного искусства и поэзии

;

Воспитание чувства патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу;

Формирование навыков быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры, развитие творческого воображения детей;

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, методические таблицы, иллюстрации, бумага, графические материалы, краски.

Литературный ряд: М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Зрительный ряд: Антуан Жан Гро «Наполеон на Аркольском мосту», В. Васильева Эпизод Бородинского сражения,

В. В. Верещагин «Наполеон I Бонапарт на бородинских высотах», В. Г. Шевченко «И вот нашли большое поле…», В. Г. Шевченко к стихотворению «Бородино» «Забил снаряд я в пушку туго…», В. Г. Шевченко «Сверкнул за строем строй…», В. Г. Шевченко «Уж мы пойдем ломить стеною», В. В. Верещагин «В штыки! Ура! Ура! «.

Музыкальный ряд: Марш Преображенского полка, П. И. Чайковский «Торжественная увертюра. 1812 год», русская народная песня «Бородино» .

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Вводная беседа.

Беседа с детьми о героях Бородинского сражения и произведениях вернисажа «1812 год — великий год России. Отечества достойные сыны».

Чтение фрагментов поэтических произведений, посвященных Бородинской битве.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Осмысление учащимися роли схематических рисунков для выполнения наброска фигур воинов русской и французской армии.

Выполнение по представлению, по образу рисунков воинов Бородинского сражения на отдельном листе.

4. Подведение итогов.

— Коллективный просмотр рисунков.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Вводная беседа7.

2012 год Объявлен Годом российской истории, а вместе с этим Отмечается известное историческое событие — 200-летие Отечественной войны 1812 года

Как вы считаете, почему именно эта дата нашла столь пристальное отражение в ленте исторических дат?

Слайд 2. Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России.

Подвиг народа, тема Родины вдохновили поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание своих произведений.

Слайд 3. 200 лет тому назад, 12 июня 1812 года, границу нашей Родины пересекли войска Наполеона, провозгласившего себя императором Франции. В эту армию вошли солдаты почти всех стран Западной Европы, завоеванных им. Бонапарт смог собрать войско, в котором насчитывалось около 450 тысяч солдат.

Четыре дня понадобилось французам, чтоб переправить 220 тысяч солдат под Ковно.

Этот день значится в истории как начало войны между Россией и Францией.

Слайд 4. «Через пять лет я стану господином мира, — заявил Наполеон за несколько лет до своего похода, — осталась одна Россия, но я раздавлю ее». Собранная им армия в три раза превосходила русскую по числу солдат. Руководили ею талантливые, испытанные в боях военачальники, да и сам император был, несомненно, одним из величайших полководцев мировой истории.

Слайд 5. В. Васильева Эпизод Бородинского сражения конец XIX в..

Самым крупным сражением Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями стало Бородинское сражение. Состоялось оно 26 августа 1812 года у села Бородино, в 125 км к западу от Москвы.

Слайд 6. В. В. Верещагин «Наполеон I Бонапарт на бородинских высотах» Слайд 7. В. Г. Шевченко «И вот нашли большое поле…»

Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Слайд 8. В. Г. Шевченко к стихотворению «Бородино» «Забил снаряд я в пушку туго…».

Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!

Слайд 9. В. Г. Шевченко «Сверкнул за строем строй…»

Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй. Слайд 10. В. Г. Шевченко «Уж мы пойдем ломить стеною» Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Батальный жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Ценный вклад в развитие батального жанра внес русский художник второй половины XIX века В. В. Верещагин. Картины Верещагина показывают мужество и страдания простого солдата.

Слайд 11. Василий Верещагин «В штыки! Ура!

Ура! «.

Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон I в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Картина «В штыки! Ура! Ура!» изображает боевые действия регулярной русской армии. Момент, запечатленный на полотне, относится ко времени, когда война близилась к завершению.

Наполеон бежал из России по Смоленской дороге, и русские солдаты преследовали его по пятам. Тыл неприятеля постоянно страдал от лихих набегов русских войск, находящихся совсем близко. Французы страдали от непривычного для них российского холода и жестокого голода.

В своей картине «В штыки! Ура! Ура!» Верещагин рассказывает о небольшой победе, которая стала частью большой войны, о героизме русских солдат и их страстном желании победить.

В беседе важно подчеркнуть, что создание однотипных произведений в разных видах искусства помогает по-разному выразить одни и те же идеи, художественные образы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Определение общего расположения на плоскости листа бумаги. Посередине проводится вертикальная линия, на которой отмечаются основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Все построения ведутся легкими линиями.

Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка.

Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.

4. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с произведениями художников, посвященных войне 1812 года, узнали, что такое батальный жанр в изобразительном искусстве, и выполнили рисунки воинов Бородинского сражения.

События войны 1812 года были насыщены яркими эмоциями, многие люди действовали и существовали на грани своих возможностей. Это время принятия важных и непростых решений, динамичных атак, горьких поражений и блистательных побед, стратегических ходов, стихийной борьбы и противостояния. Битвы, грохот пушек, всадники, особняки Москвы, разорение деревни, горечь утрат и сладость победы составляют калейдоскоп впечатлений и образов.

Погружение в эту эпоху, ее осмысление дают большие возможности для творчества, воспитывают в нас чувство гордости за историю своей страны, делают причастными к эпохальным событиям прошлого.

Буркова Лариса Петровна,

Учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 544 с углубленным

Изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга




«Образ солдата 1812 года» Методическая разработка урока изобразительного искусства