Образ вечной Сонечки Мармеладовой характеристика по роману Преступление и наказание
По собственному признанию Достоевского, его волновала судьба практически каждого человека на земле, а точнее «девяти десятых» всего человечества. Небезразличны ему были страдания социально обездоленных и нравственно униженных людей в условиях активно развивающегося буржуазного строя. «Преступление и наказание» — это роман, изображающий картины жизни городской бедноты с максимальной правдивостью и открытостью. Крайняя нищета — это такое состояние, когда «идти больше некуда».
Тема нищеты варьируется в романе постоянно.
Сонечка Мармеладова совершает «подвиг преступления» ради безграничной любви к близким. В романе показаны страдания детей, растущих в грязи, в атмосфере постоянных скандалов и ссор пьяного отца с умирающей, раздраженной матерью.
Достоевский
Образ Сони Мармеладовой играет в романе исключительно важную роль. Деятельная любовь Сони к ближнему, способность откликнуться на чужую боль делают образ Сонечки идеальным. С позиций этого идеала в романе произносится окончательный приговор. Для Сонечки все люди равны и имеют одинаковое право на счастливую жизнь.
По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало: смирение, терпение и безмерную любовь ко всему человечеству.
Итак, рассмотрим этот образ поподробнее.
Соня — дочь Мармеладова, проститутка. Она относится к категории «кротких». Это молоденькая девушка, лет восемнадцати, невысокого роста, худенькая, но довольно симпатичная блондинка с прекрасными голубыми глазами.
Впервые читатель узнает о ней из откровенной исповеди Мармеладова Раскольникову. Отец рассказывает о том, как в критический момент для всей семьи, дочь в первый раз вышла на панель, а когда вернулась, отдала все деньги Катерине Ивановне, легла в постель, отвернулась к стене и тихонько вздрагивала всем телом от беззвучного плача. После этого Катерина Ивановна весь вечер простояла на коленях у Сонечки в ногах, а затем они обе так и уснули обнявшись.
В романе Соня появляется впервые в эпизоде, когда Мармеладова сбили лошади, и он перед смертью просит у дочери прощения. Раскольников приходит к Соне с твердым намерением признаться в убийстве. Он больше не может выносить мук совести и хочет переложить часть своих страданий на ее хрупкие плечи.
Соня — тоже преступница. Только Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка смогла переступить через себя ради других. Раскольников находит у нее любовь и сострадание, кроме того, она готова разделить с ним его судьбу и вместе нести тяжкий крест наказания. По просьбе Раскольникова Соня читает ему Евангелие, главу, повествующую о воскресении Лазаря. Это одна, наверное, из самых величественных и трогательных сцен в романе.
Соня постепенно подталкивает Раскольникова к искреннему покаянию. Когда он идет сознаваться, она следует за ним. Даже на каторгу Соня, не раздумывая, отправляется вместе с Раскольниковым. Заключенные недолюбливают его, зато к Сонечке все относятся с уважением и любовью. Сам Раскольников поначалу холоден к ней, но со временем к нему приходит озарение, и юноша понимает, что ближе Сонечки у него никого нет.
Именно через любовь к Соне Раскольников, по замыслу автора, возрождается к новой жизни.
Соня Мармеладова — это символ не только бесконечного страдания, но и безграничного самопожертвования во имя окружающих.
Образ вечной Сонечки Мармеладовой характеристика по роману Преступление и наказание