Образ характер характеристика Бейдеман по роману Одеты камнем

Михаил Степанович Бейдеман был из дворян Бессарабской губернии. В числе лучших — выпущен из Константиновского военного училища 16 июня 1860 года. Произведен тогда же в офицеры. И тогда же — пренебрег и царской службой, и своди собственным будущим, казалось, много обещавшим.

Тем же летом Бейдеман тайком перешел границу в Финляндии, чтобы добраться до Лондона, где находилась русская типография Герцена.

Его революционные издания произвели на юношу неизгладимое впечатление. Бейдеман работал какое-то время в типографии Герцена. После,

согласно некоторым сведениям, перебрался в Италию, чтобы там принять участие в патриотических действиях гарибальдийцев.

Через год, имея в виду назревшую к этому времени революционную ситуацию в России, вызванную всеобщим недовольством царской реформой 1861 года, он тайно возвратился на родину, чтобы вступить в борьбу с ненавистным самодержавием, однако был задержан в Финляндии, недалеко от границы, и препровожден в Петербург…

В романе «Одеты камнем» О. Д. Форш с совершенною точностью воспроизводит исторически известные факты, не отступая от них ни в описании внешности героя, ни в разработке его характера.

Ольга

Форш дополнила воображением фрагментарно сохранившуюся картину, домыслила личную биографию Миханла Бейдемана, воссоздала достоверно социальную атмосферу, увидела круг людей, окружавших его, и конечно же — мир душевный.

Трагическая судьба юноши, принявшего дерзкое решение бросить вызов самодержавию, привлекла Ольгу Форш красотой высокого нравственного порыва, неколебимою силой духа, явственно видными из сохранившихся писем и прокламаций Михаила Бейдемана. Его поступок был продиктован внутренней неодолимой потребностью действовать, невозмож-ностью примирения с существующим положением дел — с самодержавным деспотизмом, с бесправием и нищетою крестьян,

Невозможность нравственного компромисса проявилась в нем как свойство высокоразвитой личности, готовой скорее погибнуть, чем унизить себя ложью и пресмыкательством.

Безрезультатность трагической гибели героя, считает Форш, не бессмысленность. В поведении Бейдемана видит она не только трагический вызов одиночки, но и вполне реальную историческую необходимость — в условиях сложившейся в стране революционной атмосферы. Социальное преобразование русской жизни в ту пору многим уже виделось как грядущая неизбежность.

Беспомощность планов Бейдемана не принижает их моральной значимости.

В этом герое Ольга Форш стремилась выразить своего рода пример нравственного развития личности, влияние которой на окружающих — даже и в случае гибели — неизбежно, необратимо.

Характерно, что Ольгу Форш в романе «Одеты камнем» заботит не столько фактическая сторона дела, сколько духовная: важнейшие моменты нравственной эволюции общества.

В неодолимой потребности действенного участия человека в судьбах родины и народа Форш видела высший уровень духовного развития личности.

Сложный психологический сюжет романа «Одеты камнем» строится главным образом на столкновении нравственных понятий. В романе сравнительно мало событий, больше — поступков и еще больше — размышлений и даже воспоминаний о них.

Здесь главное — нравственный суд, которому равно подлежат и вымышленные персонажи романа, и лица исторические, реальные. В числе их и император-«освободитель» Александр Второй, с его сластолюбием, лицемерием, злобным ханжеством, и его ближайшее окружение, и завсегдатаи светских салонов, и образцовые представители деревенских, замшелых, теряющих человеческий облик крепостников… Им противостоят герои, готовые собою пожертвовать ради утверждения человечности и справедливости.

Ольга Форш глубоко и рельефно проводит границы добра и зла. Ее понимание истоков истинной нравственности затрагивает все сферы жизни, не исключая и самых личных, ин-тимных. В ее представлении духовная глубина — это и мера нравственной развитости человека, и подлинная пружина его поведения.

Не случайно все герои романа отчетливо делятся на людей, имеющих свое лицо, чей уровень сознания делает их способными на действенный поступок, и на персонажей, у которых вместо лица «блин», отштампованных жизнью по некоему образцу и подобию и более или менее ловко применяющихся к тому, что им уготовано силою обстоятельств.

Лирический и романтический, светлый облик героев истинных, таких, как Бейдеман и Каракозов, резко контрастирует с острым, порою почти гротесковым рисунком «невыра-женных» лиц: от постоянных посетителей светского салона графини Кушиной до фигур почти феерических, бредущих — уже после победного Октября! — теневой стороной Невского проспекта, всех этих «бывших» людей, которых сама Ольга Форш еще видела въяве из окна своей круглой комнаты в доме на углу Мойки и Невского, которую она тоже описала в романе «Одеты камнем»;

Источники:

    Форш О. Одеты камнем. Михайловский замок: Романы /Вступ. статья Г. Цуриковой; Оформ. ху-дож. В. Бабияка. — JI.: Худож. лит., 1980.- 424 с. .

Аннотация:

В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш «Одеты камнем» и «Михайловский замок». В центре романа «Одеты камнем» — судьба «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. «Михайловский замок» — о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.




Образ характер характеристика Бейдеман по роману Одеты камнем