Образ XX столетия в мировой лирике

XX столетие. Вот-вот оно распрощается с нами, навсегда отойдет в прошлое, станет историей. Каким оно было?

Каким останется в воспоминаниях художников разных стран? Эти вопросы волнуют нас, так как мы — дети этого столетия, именно здесь мы сделали свои первые шаги, первый глоток воздуха. Нам не безразлично, какой след в истории человечества и цивилизации оставит столетие, к которому причастны и мы, и наши родители.

Думаю, что муза выдающихся художников — поэтов, художников — по возможности ощутила и ощущает все: боль, радость, страдание,

которые выпали на XX столетие.

Возраст мой, зверь мой, кто сможет Заглянуть в твои глаза, И своей кровью склеит Двух столетий позвонки. О. Мандельштам

Наше столетие началось с того, что вместе с верой в Бога человечество потеряло моральные ориентиры. Верующий человек постоянно воспринимается каким-то несовершенным, лишним. В условиях отвесного технического развития и государственного насилия гармония сменилась хаосом, а природа будто замерла.

Все видело XX столетие: и революции,- и тоталитарные режимы, и мировые войны, а это требовало новых, особых слов, звуков, линий и форм. Не случайно замечательный художник

Пабло Пикассо в 1937 году создает картину «Герника», которая стала символом столетия. Ужасные события гражданской войны в Испании принудили призадуматься всех, кому не равнодушен волшебный мир природы, человеческих отношений. Так как именно на полотне выдающегося мастера «апокалипсический ужас вспомнил тела людей и животных, нарушил пропорции земного бытия»:

Очертания без формы, тень без оттенка Парализована сила, жест без движения.

Эти строки принадлежат американцу Элиоту, который в своей поэзии сумел передать трагедию бесплодной земли и опустошенного человека. В этом жестоком мире поэт не ощущает красоты природы, не верит в искренность чувств. Его воображение рисует бескрайнюю ночь, осень, грязь, и потому ресниц взывает о безысходности и обреченности земной цивилизации:

…О сыну человеческий, Не можешь сказать, ни предусмотреть.

Именно эти строки из поэзии Элиота передают мировосприятие современного человека: ее одинокость и растерянность в мире хаоса. Картина Сальвадора Дальше «Постоянство времени» — яркая иллюстрация к произведениям Элиота. На фоне грозового неба художник срисовал безобразное сплетение человеческих рук… Своим произведением художник хочет сказать, что человек и не имеет приюта на опустошенной земле, ощущает себя лишним и понимает бестолковость собственной жизни.

Элиот считал, что человеку XX столетия присуща бесплодность мыслей и действий. Она не была в состоянии и уже не есть в состоянии создать свою вечную песню любви, так как человеческая сущность весьма несовершенная и никчемная. Австрийский поэт Райнер Рильке не так пессимистически воображал наш век. В его лирике уже присутствуют божественные мотивы, мотивы мира любви, нежности.

Именно Бог пения Орфей он посвятил ряд пусть лучших сонетов. Художник старался направить разорванную гармонию столетия в «живой космос», где властвует, на его взгляд, одухотворенность и родственность человека с природой:

О ты, высокое дерево гонкое, Уже безлиственное: опирайся нашествию Неба, которое ломится в твои ветви.

Дерево у австрийского лирика возникает не только живым, оно имеет душу, которая грустит. Поэт принуждает нас взглянуть на мир по-новому, чтобы ощутить его первоначальную красоту.

А вот чешский поэт Витезлав Незвал Высказал мысль, что «реальность должна удовлетворить поэтический голод человечества, от которого страдает наше столетие». В творчестве этого художника мы находим игру чувств, заинтересованность тайнами подсознательных психических процессов. Свой поэтический мир поэт строит по законам «ласки и доверия». Наверное, именно поэтому картина Пабло Пикассо «Лицо мира» стала эмблемой надежды и очищения.

Голубка на картине трогательная, будто ребенок, непобежденная, будто совесть. Когда такой голубь вьет гнездо в человеческих мыслях, там не будет места злобе, ненависти, насилию и неправде. Возможно, в наше сложное и противоречивое время голубь, созданный гением поэтов и художников, известит о новом возрождении опустошенной земли и человека, который растерялся и забрел на ней:

Я знаю все места, где голубь вьет гнездо, И чаще всего — в мыслях человека Пусть лицо человеческое познает, Всю пользу красоты Под крылом задумчивости.

Нашему столетию не чужды искренние чувства, их мы находим в лирике русских поэтов — А. Блока, А. Ахматовой, А. Мандельштама. Именно в их поэзии мы видим, как вырастает связь между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и будущим. Мы видим, как воспроизводится образ безграничного мира, жизнь возникает как торжество красоты, гармонии в мире. Вас принимаю, недоли, угрозы!

Ласка судьбы, — приветствие тебе! — это не столько реальная, сколько идеальная, будущая жизнь поздравляет А. — Блок. Что же надо возвратить XX столетию, чтобы снова гармония воцарилась на нашей многострадальной и грешной земле? А. Мандельштам в своих стихах так ответил на этот вопрос:

Чтобы вырвать возраст из плена, Чтобы мир новый начать, Узловатых дней колена Надо флейтой связать.

Палочку, которую в скором времени мы прибавим к цифровому символу нового столетия, можно сравнить с очертанием флейты — верного спутника мифического бога пения — Господина. Мелодия флейты напоминает тоскливый голос человека, голос ее души, поэтому именно этот инструмент считается символом гармонии. И, наверное, только флейта способна связать «позвонки времени» и «позвонки столетий».

И все таки, мне кажется, что наше столетие было замечательным, захватывающим, так как дало миру столько новых имен, чувств, впечатлений. Бесспорно, оно было весьма сложным, но, сознавая важнейшую черту гармонической жизни, человек XX столетия уверенно переступит рубеж возрастов и даже тысячелетий.




Образ XX столетия в мировой лирике