Образование и воспитание по комедии Недоросль

Имей сердце, имей душу,

И будешь человек

Во все времена.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX — тема образования и воспитания.

Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана.

В этой семье «матриархат». Простаковой, женщине, не отличающейся особой образованностью, подчиняется вся семья.»При твоих глазах, мои ничего не ви­дят» — сказал господин

Простаков.

Достается от госпожи и помещице слугам, кормилице сына Простаковой, Еремеевне, учителям сына, Кутейкину с Цыфиркину.

Простакова совсем ничему не училась. Ее ро­дители «старинные люди». Ее брата тоже не обучали. «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажа­ют, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу…

Покойник-свет и руками, и ногами… Бывало, изволит закричать: про­кляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — говорит помещица, уверенная в правильности своего воспитания.

У Госпожи Простаковой присутствуют

черты характера своего отца: при полном невежестве, грубости, она корыстна и расчетлива. Когда она узнала, что Софья теперь богатая невеста, то задумала поженить ее с Митрофаном.

Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий, ему нет еще шестнадцати лет. Митрофан говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Но к нему всегда ходят учителя: Кутейкин преподает ему грамматику, Цыфиркин учит его мате­матике, и Вральман — многим наукам и французскому языку. И Митрофанушка в науках «преуспевает»: по грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна».Так же успехи есть у Митрофана в изучении математики — Цыфир­кин работает с ним уже три года а «этот трех пере­честь не умеет».

Другим наукам обучает Митрофана Вральман. Он не нагружает своего ученика занятиями — вместо того, чтобы обучать его истории, Вральман просит рассказывать «истории» Хавронью и с Митрофаном слушает их.

Простакова, очень любит сына, всегда его балует. Поучить Митрофана каким-либо положительным качествам или понятиям о нравственности она не может, потому что сама не знает их. В результате такого воспитания: Митрофанушка невежествен и зло­нравен.

Он трус, грубиян со взрослыми людьми. В конце ко­медии он отрекается от своей матери. Не сумев женить своего сына на Софье, госпожа Простакова поникла. Чтобы утешиться она бежит к Митрофанушке, и слышит в ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Дядюшка Софьи, Стародум — очень мудрый человек. «Вот злонравия достойные плоды!» — воскликнул он. Этот герой показывает в комедии авторские чувства, говоря, что на высоком уровне должно быть образование, но оно не имеет цены само по себе. Цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Можно сделать вывод: программа образования и воспитания, которая принята в дворянских семьях была уродующей умы и сердца молодых людей, губящей их судьбы. Людях развивались качества лени, пассивности, и в то же время — высокомерие, чувство превосходства над остальными. Эти качества приводили к несчастливой судьбе.

Вот что я могу сказать по данной теме.




Образование и воспитание по комедии Недоросль