Образование, наука и техника в серебрянном веке в России

Образование, наука и техника

В развитии образования, науки и техники выделяются следующие мо­менты.

На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:

    начальное образование давали земские и государственные школы, народные училища ; среднее образование включало в себя четыре элемента: класси­ческие гимназии, два вида учи­лищ — реальные и коммерческие, наконец, средние учебные заведения для женщин; высшее образование давали университеты, институты, акаде­мии, консерватории и прочие вузы.

Основные

особенности и тенденции в развитии образования:

    государственные ассигнования на образование были значитель­но ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения; рост числа студентов и их активное участие в общественном дви­жении приводило к реакционным государственным мерам; увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.

На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:

    «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов, биолог И. И. Мечников, ботаники К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин,
    физики и инженеры Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. И. Сикорский, П. Н. Лебедев, а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере В. И. Вернадский; деятели общественных наук в условиях социально-политиче­ского кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм, а также так называемый «легальный марк­сизм» — изучение российской экономики с позиций марксист­ской теории, русская религиозная философия, наконец, русский космизм. Со­здаются новые труды по истории и линг­вистике.



Образование, наука и техника в серебрянном веке в России