Образование, наука и техника в серебрянном веке в России
Образование, наука и техника
В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты.
На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:
- начальное образование давали земские и государственные школы, народные училища ; среднее образование включало в себя четыре элемента: классические гимназии, два вида училищ — реальные и коммерческие, наконец, средние учебные заведения для женщин; высшее образование давали университеты, институты, академии, консерватории и прочие вузы.
Основные особенности и тенденции в развитии образования:
- государственные ассигнования на образование были значительно ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения; рост числа студентов и их активное участие в общественном движении приводило к реакционным государственным мерам; увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.
На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:
- «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов, биолог И. И. Мечников, ботаники К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин, физики и инженеры Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. И. Сикорский, П. Н. Лебедев, а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере В. И. Вернадский; деятели общественных наук в условиях социально-политического кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм, а также так называемый «легальный марксизм» — изучение российской экономики с позиций марксистской теории, русская религиозная философия, наконец, русский космизм. Создаются новые труды по истории и лингвистике.
Образование, наука и техника в серебрянном веке в России