Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения.

В отличие от других, подобных, художественных средств — аллегорий, метафор, гипербол, — символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы » Двенадцать «.

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только

что произошедшего, пишет статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», в которых выражает свое представление об эпохальных событиях.

Поэма «Двенадцать» стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме — это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет «страшный мир». Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку:

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные

изменения, хаос этого времени:

Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!

Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом «на брюхе», буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на «льду» революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой.

А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.

Вообще, двенадцать — ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Возникает впечатление о «пограничном» числе..Так, конец старого дня, а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее.

У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

Эх, эх, без креста…

Но это, скорее, антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: «На спину б надо бубновый туз». Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с «кровавым» флагом. И так идут эти «грешные апостолы» — из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему.

Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.

…И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам, то:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: «Уйди, штыком пощекочу…», — а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев — олицетворение новой жизни.

Им приходится переступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, «страшного мира». А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: «И от пули невредим, и за бурей невидим,…в белом венчике из роз впереди — Иисус Христос».

— Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

А. Блок

В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение — поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров — старого и нового.

Черный вечер, Белый снег.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер — На всем божьем свете!

Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.

Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто?-Длинные волосы ‘

И говорит вполголоса:

— Предатели! — Погибла Россия!

Должно быть, писатель — Вития…

И ОПЯТЬ…ветер веселый

И зол, и рад…

Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит.

Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди

В оба.

Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.

В зубах — цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!

И революция, по словам поэта, «…это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы.

Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:

— Ишь, стервец, завел шарманку.

Что ты, Петька, баба, что ль?

— Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

-Поддержи свою осанку! —

Над собой держи контроль!

— Не такое нынче время,

Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира.

Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос — символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира — шелудивый пес.

Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму.

Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.




Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»