Образы природы у М. Ю. Лермонтова
1. Одинокие природные образы. 2. Лучезарные и радостные пейзажи. 3. Целебная сила природы.
В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Картины природы, возникающие под пером М. Ю. Лермонтова, обладают особым свойством, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близкими не только самому поэту, но и нам. Кажется, что природа пытается начать разговаривать с читателем на своем языке.
При этом краски, используемые Лермонтовым для передачи всех оттенков этого своеобразного
В этом наша история чем-то очень похожа на творческую судьбу Лермонтова, который нередко оставался одиноким в большом светском обществе.
В своем творчестве М. Ю. Лермонтов использует не только яркие определения для характеристики окружения, например,
Но через отдельные образы такие, как сосна, утес, мы можем нарисовать в своем воображении вполне конкретную картину, способную приблизить нас и породнить с поэтической душой. Обратимся к одному стихотворению «На севере диком стоит одиноко…». Источником этого произведения является текст немецкого поэта Г. Гейне. Но нам оно интересно потому, что автор и в переводе обращается к тем чувствам, которые его волнуют в данный момент несмотря на то что при таком переложении он далеко уходит от самого оригинала. Обращает внимание на такое различие в текстах двух поэтов критик И. Л. Андроников: «Стихотворение Лермонтова написано не о разлуке влюбленных, как у Гейне, а о трагедии одиночества, непреодолимой разобщенности людей».
И мы сразу понимаем, что снова всплывают знакомые нам уже нотки одиночества, которые показаны теперь через природные образы. Первые же строчки говорят о том, что сосну окружает холод. Это и север с его суровым климатом и дикостью. Это и голая вершина. Такое окружение навевает на нее сон.
Но в этом царстве холода у дерева все же находится один друг — снег. Он своей сыпучей массой укрывает одинокую сосну, а убаюкивает ее шум ветра, который раскачивает ветки в такт настроению. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. Заметим, что поэт сравнивает одеяние дерева с ризой. По толковому словарю С. И. Ожегова, это одежда священника при богослужении.
Так, в произведении автора возникает новый смысл. Одинокая сосна олицетворяет не только одинокого человека, но и священника, который может принести облегчение какой-то душе. Он сможет словом или молитвой помочь в горе или разделить радость. Вероятно, поэтому сосна так одинока. Ведь только в полной тишине можно услышать того, кто нуждается в помощи.
Это безмолвие не нарушает жеманный и светский шум, в котором человек просто теряется. Оно не становится частью общества, на — Оборот, находится в одиночестве. Однако именно в окружении природы и среди ее великолепия можно почувствовать себя частичкой целого и не беспокоиться о посторонних проблемах.
В таком душевном и прекрасном убранстве сосна забывает о своем одиночестве, она погружается в сон. И именно в этом состояния получает шанс найти родственную ей душу — такую же одинокую пальму. В силу природных обстоятельств они не могут быть вместе. Но благодаря сну — пограничному состоянию, разделяющему два мира: реальный и нереальный — можно найти того, кто тебе дорог.
Вероятно, поэт показывает нам, что и в таком разобщенном мире остается надежда: найти такого же по мироощущению человека. Это подчеркивается в перекличке образов, которые используется при описании деревьев: север дикий и пустыня далекая, голая вершина и горючий утес. Но в это же время есть и определенное контрастное описание. Сосна в таком холодном царстве засыпает.
Пальма же наоборот прекрасна, и свою красоту она дарит восходящему солнцу. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. М. Ю. Лермонтов мастерски владеет кистью пейзажиста.
Он умеет в одном слове-штрихе запечатлеть мимолетное. И такое мгновение проходит через года, предлагая каждому из нас снова и снова обратиться к этой природной красоте. Таким лучезарным и радостным пейзажем в творчестве поэта становится стихотворение «Утес».
Кажется, что художник использовал все свои краски, чтобы попытаться подобрать подходящие оттенки для описания природного великолепия. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… Легкость, воздушность, которой обладает прекрасная тучка, передается и тем предметам, к которым она прикасается, например, утес-великан.
Мы ничего о нем не знаем. Но то, что он смог приютить маленькую тучку говорит о его большой и доброй душе. Он становится в нашем представлении сказочным добрым великаном, который свою силу использует не во вред, а для защиты. Одной из черт наследия М. Ю. Лермонтова является описание такой природы, которая в его поэтическом творчестве наделяется душой. Данное качество автор передает утесу-великану.
А чтобы нам было более понятно подобное сопоставление, он подчеркивает в нем определенные свойства, показывая тем самым, что в нем любой человек может найти себе родственную душу. Так, у утеса появляются морщины. Они даны ему для того, чтобы сохранить то тепло, которое всего лишь на ночное время подарила ему родственная душа — тучка. Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Тучка находит себе приют за время дальнего путешествия, но по небу все равно несется одна к новому неизвестному ей другу.
А утес не может свободно передвигаться, поэтому ему приходится только сожалеть о том времени, когда он был не один. Но даже такой большой и сильный утес, который укрыл маленькую тучку, не может скрыть слез, предвещающих ему новое одиночество. …Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Несмотря на то что при описании природы все равно проскальзывают нотки одиночества, поэт стремится в единственный родной ему мир красоты и гармонии. Именно он своим спокойствием и великолепием не столько покорял поэта, сколько лечил его израненную душу. Так в одном союзе совмещались две души, родственные по своим переживаниям и представлениям о жестоком мире, который их окружает.
М. Ю. Лермонтов не всегда использует природные образы в качестве главных героев. Нередко они становятся своеобразным фоном новой картины. Таким образом наслаивается два сюжета, способных с разных сторон показать человеческие чувства и отношения. Таким является стихотворение «Парус».
В этом произведении одиноким является парус, несмотря на то что его окружает большое море не только земное, но и воздушное. Но в этот раз нам рассказывается о том, что могло бы явится причиной такого состояния. Парус не нашел себе места в прошлом, не видит он его и в будущем.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Раздумья и порочный круг одиночества разрушают различные звуки: свист ветра, скрип мачты. Они словно пытаются угадать, к чему стремится белый парус. Но ответа найти не могут, так как главным для странника не является счастье.
Он очень далек от него и к нему стремится. Возможно, он понимает, что его нет на свете.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит… Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! Но природа, этот могучий организм, убеждает его в обратном. Всей своей энергией она стремится вдохнуть в него новую жизнь, чтобы белый одинокий парус радовался легкому и попутному ветру. Для этого его окутывает лазурная струя, доброе золотистое солнышко. Однако наряду с таким великолепием с ним все равно остается тревога.
Поэтому он просит новой бури, которая в данный момент более соответствует его душевному состоянию, чем успокаивающая и ослепляющая красота прекрасного моря.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Снова и снова М. Ю. Лермонтов обращается к природным образам и в каждом из них запечатлевает не только мимолетные природные проявления, но и оставляет частички своей души, которые в таком обличии становятся нам очень близкими и родными. Он не использует пафосных слов и ярких высказываний. Но мы все равно понимает, что только буря может показать степень его душевной тревоги.
Ведь сомнения и тревоги, выраженные поэтом посредством пейзажа, мы непременно сопоставляем с человеческими чувствами.
Образы природы у М. Ю. Лермонтова