Образы природы в сборнике «Солнечные кларнеты» Павла Тычины
Первая поэтическая книга Павла Тычины, которая вышла в печать в 1918 году, получила название «Солнечные кларнеты». Образ-символ солнечных кларнетов лучше всего воплощает сущность индивидуального стиля молодого Тычины. Им поэт подчеркивал солнечно-музыкальный характер своего творчества, указывает на синтез в нем животворного солнечного тепла и света с музыкальными ритмами вселенной, которые соединяют человека с природой в самом универсальном его значении.
Этот образ является ключом для понимания самобытности его стиля. Произведения
Эмоциональность настроения обеспечивается самобытным ритмическим порядком, изысканностью строфического построения, яркой метафоричностью. Светлая, нежная гармония красок и звуков, настроение трепетной мечтательности, мятущееся
А главное: такие образы раскрывают движения души человека. Пейзажно-любовная лирика сборника удивительно национальная: в ней полнокровно изобилует именно украинская природа — рожь, луга, рощи, изображенные большей частью в весеннюю цветущую пору, особенно когда речь идет о зарождении или расцвете наисветлейших человеческих чувств.
Из немногих микрообразов вырисовывается выразительная живописная картина:» цветистый луг и дождик золотой, а в дали, будто акварели, — прищурились рощи…» . Так написать может только поэт, знакомый с тайнами живописи: Тычина проявил себя и на этой ниве искусства. Его поэтические образы обозначены метафоричностью и ассоциативностью именно в духе украинского художественного мышления. У Тычины горят миры, бегут миры музыкальной рекой; «Звон гудит — издалека. Мысли прядет над нивами.
Над нивами-приливами, купая меня, будто ласточку; Гаснет день, облетает, будто мак; Гей, над дорогой стоит верба, звонкие дождевые струны ловит; День бежит, звенит-смеется, перекликается».
Как художник-новатор, поэт творчески использует опыт европейской поэзии, сам ищет новые выразительные и изобразительные средства. В создании художественной картины важную функцию сыграет символически-импрессионистическая образность.
Официальное советское литературоведение позаботилось, чтобы создать сфальсифицированный образ Павла Тычины как певца большевистской революции. На самом деле же — имеем совершенно противоположное. Это о революции сказал он в одном из стихотворений: «Открывайте двери — Невеста идет!».
И вот открылись двери — и вместо ожидаемой прекрасной невесты ворвалась воробьиная ночь — такая, что земля покрылась не дождем, а человеческой кровью…
Вершиной раскрытия поэтом трагедии Украины послереволюционных лет стала поэма «Скорбная мать», в которой распятая имперскими силами Украина ассоциируется с распятым Иисусом Христом, которого именно на нашей земле разыскивает Мать Божья Мария. Просят ее задержаться ржаные колосочки, которые прячут между своими стеблями чей-то труп, ошибаются относительно слуха о воскресении Христа цветы зверобоя, которые из крови здесь гурьбой взошли на поле боя, умоляет посмотреть на то, что творят люди, одинокий цветок… Мать же Божью мучают страшные, отчаянные мысли.
Она уверена, что распятую тень Христа можно найти в каждом украинском доме, и делает вывод, что уже никогда не будет рая в этом кровавом крае, — настолько обнищали здесь человеческие сердца. «За что тебя распяли? За что тебя убили?» — это вопросы Матери Божьей об Иисусе Христе и вместе с тем об Украине, национальная революция в которой захлебнулась в крови.
О глубине переживаний Павла Тычины за национальные интересы свидетельствует и его поэма «Памяти тридцати», посвященная героям трагедии в Крутах. Автор сравнивает славу юных победителей со славой святых, утверждает, что похоронен на Аскольдовой Могиле украинский цвет.
Образы природы в сборнике «Солнечные кларнеты» Павла Тычины