Образы хозяев жизни по пьесе На дне

Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса «На дне», в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора.

С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия — ночлежку, которая больше похожа на пещеру.

Здесь живут, дерутся и умирают шулера, воры, проститутки, бывшие работники. Все они находятся практически

в одинаковом положении, хотя степень их падения на «дно» различна. Одни стремятся вырваться из нищеты, а другие полностью отреклись от нормальной человеческой жизни и подчиняются воле обстоятельств.

В пьесе весьма необычно показан общественный конфликт. Среди героев произведения есть не только обитатели ночлежки, утратившие всякие социальные признаки, но и, так называемые, «хозяева жизни», которые представлены парой Костылевых, содержателей ночлежки. Лицемерный и трусливый старикашка Костылев выжимает прибыль из каждой своей жертвы, а его жена Василиса с жестокостью жадной хищницы прокладывает

себе путь преступлениями.

Хозяин ночлежки появляется в первом акте пьесы, и по первой же его реплике читатель понимает, что ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит. Костылев входит в подвал, а в это время Актер помогает умирающей Анне выйти в сени, чтобы подышать свежим воздухом. Старик с издевкой называет их «парочкой», не испытывая ни капли сочувствия к чужому горю. Позже Костылев обещает Клещу накинуть на его основную плату еще «полтинничек».

Клещ не скрывает своего отвращения к хозяину ночлежки, который готов вытянуть из людей последние средства к существованию. Старик Костылев — отвратительный персонаж. Чтобы подчеркнуть это, Горький дает ему возможность высказываться о доброте. Какой сатирой являются в устах Костылева слова о том, что доброта — самое высокое благо!

Существующие на самом «дне» жизни обитатели ночлежки кажутся в моральном плане гораздо выше и достойнее этого жадного старикашки. В каждом «босяке» можно найти какие-либо положительные качества, пускай немного искаженные бесчеловечными условиями жизни. В Костылеве же читатель не найдет ни одного хорошего качества.

Образ Василисы, жены Костылева, не менее показателен в плане изображения «хозяев жизни». Никаких моральных устоев нет у этой женщины. Замуж за старика она вышла ради денег и достойного социального статуса. В этом заключается ее основная жизненная позиция.

Василиса — «умная баба», умеющая приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Сразу читатель узнает о Василисе то, что она имеет в любовниках вора Ваську Пепла. Но настоящих чувств к нему она, конечно же, не испытывает. Иметь молодого любовника при старом муже — это хорошо, а если при этом есть еще и денежная выгода, то — вдвойне приятно. Василиса прекрасно понимает, что Пепел зависит от нее, ведь в любой момент она может сдать его полицейским.

Поэтому ей легко удается заставить Ваську воровать для нее. Читателю неизвестно, как долго продолжались их отношения, но однажды Васька решает взбунтоваться. Он откровенно высказывает Василисе все, что накипело в его душе за время их общения. Выясняется, что на самом деле он любит не бездушную Василису, а ее младшую сестру Наташу.

Василиса тут же находит способ извлечь выгоду для себя из сложившейся ситуации: она готова отдать Ваське сестру при условии, что он убьет ее мужа. Таким образом, хозяйка ночлежки хочет избавиться сразу от всех, неугодных ей людей. В случае отказа, она обещает пеплу замучить Наташу до смерти. Застав однажды их вдвоем, Василиса запирает Наташу в доме и жестоко избивает ее.

За красивой внешностью этой женщины скрывается настоящее чудовище, способное на ужасные поступки.

Между Пеплом и Костылевым происходит конфликт, и Васька случайно убивает хозяина ночлежки. Теперь ему грозит каторга. Василиса, в итоге, достигла своей цели: она одним махом избавилась от мужа, любовника и сестры.

Правда, ее тоже вместе с Васькой забирают в участок. Но она, конечно, сможет выкрутиться. Только такие люди, как Василиса, способны существовать в подобных условиях.

Ее ничто не сможет свалить, хитрость и изворотливость помогут этой женщине выстоять при любых обстоятельствах.

Конечно, убийство Костылева не может решить социальный конфликт пьесы. Хозяйкой ночлежки теперь станет Василиса, и ее обитателям придется совсем худо. С помощью образов Василисы и Костылева Горький показал уровень морального падения «хозяев жизни».

Ничего человеческого в них не осталось, и, в этом плане, «босяки» выглядят намного достойнее своих «господ».




Образы хозяев жизни по пьесе На дне