Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике
Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения
Каково основное содержание понятий Классические Произведения, внутренняя красота, образованность?
Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?
Лекция учителя
Основные положения лекции учителя полезно записать в виде обобщающей таблицы. Сообщения о главных исторических событиях в Европе и России могут сделать специально подготовленные
II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике
Чтобы у школьников сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, необходимо повторить с ними проблематику главных произведений, которые они изучали в 5-8 классах. Для этого предлагается расположить хронологически следующие произведения и ответить на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» ; М. Ю. ЛермонТов. «Бородино» ; «Мцыри» ; Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» , «Ревизор» ; И. С. Тургенев. «Записки охотника» ; Н. А. Некрасов. «Железная дорога» ; М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ; А. П. Чехов. «Хамелеон» .
Итоговый вопрос
— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем Шедеврами?
О поэзии начала XIX века учитель может рассказать кратко, так как школьники познакомятся с ней, читая статью учебника. Можно организовать литературный вечер, где прозвучат стихи поэтов пушкинской поры и их последователей. Возможна и подготовка сообщений об отдельных поэтах с анализом одного-двух их стихотворений.
Следует обратить внимание школьников на содержание понятий Критика И Публицистика, Подчеркнуть роль журналов «Современник» и «Отечественные записки» в общественной жизни, назвать имена таких критиков, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др., охарактеризовать их роль в истории развития литературы.
III. Понятие о романтизме и реализме
В финале урока следует выяснить главные отличия романтизма и реализма, подчеркнуть, что в русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу. Для этого можно сравнить «Капитанскую дочку» Пушкина и «Мцыри» Лермонтова, найдя в них черты и романтизма, и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа
Какие события изображены в произведениях?
Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к событиям и проблемам?
Как эти произведения связаны с русской историей?
Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески исполь
Зовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами, или сообщение о русской лирике начала XIX века. Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры.
Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике