Общие темы лирики Блока и Есенина
Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина это их Родина и все, что с ней связано. «Чувство родины основное в моем творчестве», так писал С. А. Есенин. но и Блок любил повторять, что все его творчество о России.
И у него на эту тему были написаны стихи: «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».
Идут века, шумит война Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.
Но тайна неотразимого воздействия Блока в том, что в любом, самом интимном чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения ко всей жизни к смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и красоте. Один из величайших лириков века, Блок, создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира. Одно из наиболее
Оно входит в цикл «Город», в котором с такой пронзительностью прозвучала тема «черного города», враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди пьяниц «с глазами кроликов» пленительным видением возникает таинственный образ девушки:
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
Трагическое видение мира предстает перед нами, а особенно завораживает тайна… Вершиной мировой поэзии является также блоковское «О доблестях, о подвигах, о славе…» Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца, показана трагическая любовь:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.
В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека.
Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что «только влюбленный имеет право на звание человека».
Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество о России.
И у С. А. Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь «Есенин», и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет «черемуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто:
Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
Есенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, а еще более внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, «Персидские мотивы». Хотя в стихотворении о Шаганэ Есенин описывает необыкновенно пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по родному краю:
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.
А разве не видна в поэме «Анна Снегина» любовь к народу? О том, что Есенин крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе.
Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты стать «певцом и глашатаем» отчего края.
Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября.
В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие.
Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты русская боль!» восклицает поэт.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, которая несла с собой Советская власть.
Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови» обращается Есенин к грузинским поэтам.
Он мечтает о тех временах, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь «историк», сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».
Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Общие темы лирики Блока и Есенина