Общий обзор творчества Рэя Брэдбери
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Реймонд Дуглас. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев англичан, которые прибыли в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери.
Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. С раннего детства Рэй рос в атмосфере большой, дружной семьи. Именно благодаря этому был написан роман «Вино из одуванчиков» и связанный с ним общими героями цикл рассказов. Вообще из детства Брэдбери много
Например, книга «Лекарство от меланхолии» посвящена отцу, а сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» он наделил таким посвящением: «Эта книга — в память моей бабушке Мине Дэвис Брэдбери, и моего дедушки Сэмюэля Хинкстона Брэдбери, и моего брата Сэмюэля, и сестры Элизабет.
Все они давно умерли, но я и сейчас их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы. Воспоминаниями о семье также навеяны рассказы из цикла о волшебном семействе. Семья Брэдбери за детство и юность Рэя несколько
Наконец она обустраивается в Лос-Анджелесе, но окончательно Уокиган не бросает.
Брэдбери хорошо учится в школе, но денег на дальнейшее образование не имеет. Когда-то позднее он напишет эссе о том, как он учился в библиотеках: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядей. Эдгар Алан По приходился мне двоюродным братом, он, как летучая мышь, вечно жил у нас на темном чердаке. Флеш Гордон и Роджерс — мои братья и товарищи.
Вот и вся моя родня. Еще прибавлю, что моей матерью, скорее всего, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, автор «Франкенштейна». Смерть впервые поражает Рэя в 1926 г. Умирает дедушка, потом маленькая сестра Элизабет.
В дальнейшем смерть становится одной из ведущих тем писателя. «Смерть, — сознается Брэдбери, — это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом моем новом рассказе, повести, пьесе… Смерть! Я буду соревноваться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые, возможно, останутся после меня».
Брэдбери является одним из тех писателей, которые в своей фантастике стараются опираться на некоторые уже разработанные технические новинки.
В молодости его интересовали разнообразные выставки технических новинок. Вообще его фантастика во всем является интеллектуальной, иногда даже кажется распланированной. Это произведения высокообразованного человека, который интересуется всем. Не удивительно, ведь судя по биографии, писатель никогда не жалел сил и времени на духовное…
В одном из интервью на вопрос: «В каком возрасте вы начали писать?» — был получен ответ: «В 12 лет. Я не мог купить продолжение «Марсианского воина» Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей… и тогда я написал свою собственную версию». Так началась литературная карьера одного из величайших писателей XX столетия…
В биографиях Брэдбери написано: образование среднее, с 1943 года — профессиональный писатель. Рэй работает продавцом газет, а свободное время посвящает самосовершенствованию.
Он становится членом «Лиги научных фантастов». В 1942 году уже начинает жить на «писательские» деньги. 1947 год становится переломным в жизни Брэдбери — он вступает в брак с продавщицей книжного магазина — Мэгги Маклюр. Но, наверное, пиком жизни Рэя становятся 1950-1953 года, когда два его произведения — «Марсианские хроники» и «451° по Фаренгейту» выходят из печати.
Начинается другая жизнь — тридцатитрехлетний Рэй Дуглас Брэдбери становится всемирно известным. Можно разве что добавить, что сейчас Брэдбери живет в Лос-Анджелесе и до сих пор боится самолетов и машин. Доктор литературы колледжа Витье до сих пор плодотворно работает и дальше продолжает удивлять мир талантом, детской душой, правдивостью…
Ранние рассказы Брэдбери составили сборник «Темный карнавал» , часть их вошла в сборник «Октябрьская страна» . Контрастом пасмурным новеллам, среди которых выделяются: «Ветер», «Карлик», «Маленький убийца», «Огненный столб», «Урочный час», «Электростанция», служат светлые рассказы из цикла о волшебном семействе: «Дядя Эйнар», «Апрельские чары», «Возвращение домой». К теме инфернального Зла, противостоять которому могут лишь знания и невинный детский смех, Брэдбери вернулся в одной из наилучших своих книг, пасмурной «карнавальной» феерии «Что-то страшное надвигается».
Действие ее разворачивается в заштатном американском городке, куда прибывает зловещий собственник «смертельных аттракционов» со своей свитой. Имя владельца — Dark — не оставляет сомнений в намерениях последнего. А против Зла выступают любимые герои Брэдбери — подростки и отец одного из них, городской библиотекарь.
Всемирная слава пришла к Брэдбери после публикации сборников связанных между собой новелл о завоевании Марса «Марсианские хроники».
Условная форма хроник никак не связывает фантазию автора, который ведет поэтический рассказ о разрушении двух культур, которое началось с ксенофобии и взаимного непонимания, о трагической гибели жителей Марса в результате занесенной землянами эпидемии, о деятельности «первопроходцев», о гибели в результате атомной войны оставленной ими на Земле цивилизации, о новом старте этой цивилизации на пустой планете-соседке.
Большое количество новелл цикла — например, «Будет ласковый дождь», в которой лаконично показан идиотизм технологической цивилизации при отсутствии тех, кто ее создал, — стали классикой научной фантастики. Особый интерес вызывают новелла «Эшер-2» и рассказ «Изгнанники». В них автор становится на защиту литературы, искусства, фантазии, чуда, над которыми занесен цензорский меч рационалиста.
К «марсианскому» циклу относятся также отдельные рассказы: «Бетономешалка», «Были они смуглые и золотоглазые», «Земляничное окошечко», «Синяя бутылка», «Улыбка». Однако талант Брэдбери-Писателя с наибольшей силой проявляется в жанре новеллы. Сотни написанных им рассказов включены в такие сборники: «Человек в картинках», «Золотые яблоки Солнца», «Лекарство от меланхолии», «Р — значит ракета», «Машины счастья», «Лучше всего в Брэдбери», «К — значит космос», «Духи навсегда», «Сказки о динозаврах», «Тойнби», «Классические истории», «Классические истории-2» и др.
Много рассказов посвящены детям. Брэдбери не идеализирует их, а старается показать обе их стороны, добрую и злую. В классическом рассказе «Вельд» дети являются маленькими уродами, которые не остановятся перед убийством родителей ради возможности и дальше смотреть в «телеящик» будущего.
Детская жестокость проявляется также в рассказах «Детская площадка» и «Все лето в один день».
В последнем, как и в рассказе «Неоконченный дождь» — события разворачиваются на вечно дождливой Венере. Наоборот, вера в детей, любовь и гуманизм пронизывают другие рассказы — «Каникулы», «Берег на западе», «Здравствуй и прощай», «Мальчик-Невидимка», «Ракета», «Подарок», «Озеро», «Ребенок завтра». Путешествиям во времени посвящены: классический рассказ «Грянул гром», герой которого задушил мотылька в доисторическом прошлом, трагически и неотвратимо изменив собственное настоящее; «О странствовании вечном и о Земле»: американский писатель начала столетия Томас Вулф за миг к смерти перенесен в будущее, где ему нет равных. Одна из наиболее трагических новелл Бредбери — «Ревун», в которой последний ископаемый ящер, который остался в океане, плывет на призыв маяка, видя в нем случайно найденного родственника…
Талант Рэя Брэдбери необыкновенный и многогранный. В каждом из его героев он сам — немолодой уже человек с душой ребенка…
Общий обзор творчества Рэя Брэдбери