Объясните воплощение высших духовных порывов в образе Фауста
Начиная с седьмой сцены, перед нами разворачивается история не столько ученого, а просто человека, захваченного новыми чувствами и впечатлениями, прежде всего любовью. Это сильное чувство отодвигает на задний план для Фауста все абстрактные вопросы. Перед нами пылкий влюбленный, для которого любовь превращается в высочайшую жизненную ценность.
Он шествует уже не за теориями, а по велению своего сердца. Вот почему Фаусту неприятны назойливые советы и «деловой интерес» Рафаэля. Для дьявола Маргарита — лишь средство пробудить в душе
Это родственные души. Неслучайно в поэме есть сцена, где герои говорят о Боге, вере. Для Фауста Бог — это счастье ощущать красоту природы, величие мироздания, это счастье любить:
Фауст. Наполни же им все сердце, аж по венцы, И если в этом чувстве испытаешь счастье ты, То зови его, как хочешь: Любовь! Блаженство!
Сердце! Бог!
В основе их любви — не низкая чувственность, а высокие
Это чувство продиктовано будто самой природой. Фауст и Маргарита оказались в безвыходной ситуации с точки зрения морали. Но причина этого не интриги Рафаэля, а бессмысленная пылкая любовь обоих. Она поломала весь «сценарий» Рафаэля, который был убежден в неразборчивости мужчины в любви: «Теперь с тем хмелем в голове Гелену видишь в каждой девке». Тем не менее, настырная опека Рафаэля тяжела для Фауста, а циничная ирония дьявола вызывает внутренний протест.
Итак, мы видим, что Мефистофель изо всех сил старается развратить Фауста, но чаще всего Князь тьмы остается лишь пассивным наблюдателем.
Рафаэль возникает перед нами как воплощение скепсиса, недоверия к «божественной» природе человека. Низкие страсти, разгул сладострастия — это соответствует представлению черта о человеке. По мнению Рафаэля, несложно втянуть человека в водоворот сомнительных наслаждений и развлечений.
Но для Фауста такая «сладкая жизнь» не имеет никакой ценности.
Рафаэль невысокой мысли и о женском целомудрии. Он стремится дать Фаусту наглядное свидетельство, как именно надо вести себя с женщинами. Но настырная опека дьявола тяжела для Фауста, а циничная ирония вызывает внутренний протест.
Итак, мы видим, что Рафаэль изо всех сил старается развратить Фауста. Но человек в жизни действует самостоятельно и сам несет ответственность за свои поступки. Образ Рафаэля — это философский образ, образ-символ. «Я — той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого»,- говорит он сам о себе.
Гете объяснял этот образ как «дух возражения».
Рафаэль не только уничтожает что-то несовершенное в жизни, а и тем самым освобождает путь к совершенному. Стараясь высмеять действия и поступки Фауста, Рафаэль побуждает его к большему духовному самосовершенствованию и активной жизни. Препятствия закаляют душу человека.
Рафаэль считает, что ум человека только губит. Думает, что Фауст отличается от других только своими прихотями, но такой же слабый, как и все другие, что его можно очень легко сбить с пути поисков истины, потушить в нем ум и погубить его душу, другими словами, убить в Фаусте все высокие мысли и стремления.
Он уверен, что человек с такими высокими стремлениями, как Фауст, подвергнется низким соблазнам и свернет с пути. Фауст — это ученый, который слышит шаги новой эпохи, но не может вырваться из сетей прошлого. Желая познать мир, он остается поэтом, и ему близка красота природы, любовь к простым людям.
В нем постоянно живет стремление вверх, но Фауст понимает, что человечеству еще далеко до совершенства.
Вывод. Люди несовершенны духовно, подвергаются мерзким инстинктам, но, падая и ошибаясь, человечество должно дойти к духовному очищению и обновлению мира.
Опорные слова: противоречивость главного героя трагедии, высокие порывы, цинизм и скепсис, любовь как прекрасные переживания человеческого духа, «божественная» природа человека.
Объясните воплощение высших духовных порывов в образе Фауста