Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый — мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных писателей, но и раскрытия природы литературных явлений, которые составляют непрерывный и сложный закономерный процесс в искусстве слова; они очерчивают пути, этапы развития украинской литературы, раскрывают ее проблематику, ведущие темы, основные достижения.
Программа предусматривает, что во время изучения обзорных тем в 9-11 классах учитель, знакомя учеников с основными произведениями писателей, рекомендует отдельные из них для самостоятельного чтения, аннотирования, коллективного обсуждения, рецензирования.
Отдельно выделяются часы на литературу родного края. В Украине уже накоплен опыт проведения таких уроков, на которых присутствующие писатели-земляки учеников той области, где проводится урок. Формы проведения этих уроков — нестандартны.
Они могут быть проведены в форме встреч, с использованием эпистолярии, в виде поисковой работы и тому подобное.
Изучение литературно-критического творчества школьная программа направляется тремя основными каналами: литературно-критические статьи, которые сопровождают определенную монографическую или обзорную тему; литературная критика как составная часть, вид творчества писателя; критика как литературная деятельность.
Каждый из этих каналов имеет свое место и назначение в программе.
Литературно-критические статьи рекомендуются к изучению выдающихся произведений или творчества писателя в целом и подаются в конце отдельных монографических тем.
Во время изучения творчества писателя, который в то же время выступал и как критик, оглядываются и важнейшие его литературно-критические труды.
Наконец, введенные в программу критические статьи рассматриваются как образцы этого специфического литературного жанра, характеризуются основные его черты, раскрывается мастерство, прослеживаются особенности языка и стиля.
Дайджест:
- О занятиях по литературе в IV-V классахОдна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах — обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи у детей — развитие их мысли, обогащение эмоций и чувств, формирование оценочного отношения к прочитанному. Выше уже приводились примеры того, какую работу выполняют учащиеся, осмысливая содержание произведения, углубляя свое представление о его героях, наблюдая за ... Читать далее...
- Тема животных в литературе Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века РазноеТема животных в литературе Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Почти все большие писатели обращались к этой теме. Прежде всего они старались через «братьев меньших» показать человека. Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его «Книги джунглей». ... Читать далее...
- Человек и природа в советской литературе Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века РазноеЧеловек и природа в советской литературе Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек — венец мирозданья. Человек!!! Нет существа умнее и выше. Человек!! Он хозяин всего на земле. Человек! Подчиняет все своим интересам. Человек? Но почему именно он — высшая правда? Почему люди так часто Забывают, что они — дети природы, почему только берут ... Читать далее...
- Понятие теории литературы в программе обученияПри необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников. В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет ... Читать далее...
- Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистикиНаука о языке называется языкознанием. Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику, морфемику, лексику, морфологию, синтаксис. В лингвистике выделяется несколько разделов. Лексикология — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи. Одним из основных разделов лексикологии является семантика, которая изучает все вопросы, связанные со значением ... Читать далее...
- Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классахНа уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида ... Читать далее...
- Обзорные темы по произведениям русской литературы XX векаПисать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае — донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен иметь огромное чувство ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В ... Читать далее...
- Межпредметные параллели: реализм в украинской литературеВеличайшими представителями реализма считаются Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой — в русской литературе, Чарльз Диккенс — в английской, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Эмиль Золя — во французской. Среди европейских реалистов нужно выделить писателя, чье творчество оказало колоссальное влияние на развитие литературы во всем мире. С его именем связывают утверждение в мировом писательстве ... Читать далее...
- Белинский и его работы по украинской литературеБелинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. «Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая». Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время ... Читать далее...
- Создание эстетической программы реализма в русской литературеВыступления В. Г. Белинского по поводу «Мертвых душ» Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества «натуральной школы», для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической ... Читать далее...
- Информатика в начальных классах. Персональный компьютерМонитор — показывает нам информацию, выводит ее на экран. Клавиатура — позволяет вводить информацию в компьютер. Мышка — помогает управлять компьютером, служит для ввода информации в компьютер. Дисковод — считывает информацию с дискеты или диска, записывает ее. Принтер — служит для вывода информации на бумагу Сканер — служит для ввода информации с бумаги в компьютер ... Читать далее...
- Направление литературного образованияПрограмма школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого по одиннадцатый включительно, а пропедевтика — с первого, как и с дошкольных заведений, — содержатся подобранные в соответствии с вековыми, психологическими возможностями детей выдающиеся по своим ... Читать далее...
- «Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классахЦель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим. Задачи: Обучающие: вспомнить «волшебные слова» и их применение; формировать положительные чувства и эмоции; Развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки; — Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим людям. Методы: Беседа, рассказ, метод самопознания, ... Читать далее...
- Расстрелянное возрождение в украинской литературеРасстрелянное возрождение — литературно-художественное поколение 20-х — начала 30-х гг. ХХ ст. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом. Термин «расстрелянное возрождение» впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника наилучших текстов поэзии и прозы 1920- 1930-х гг. За это ... Читать далее...
- Термин «Натуральная школа» в русской литературеУсловное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании ... Читать далее...
- Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в русской литературеСалтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, «если к гоголевскому юмору приложима формула «смех сквозь слезы», то более соответствующей щедринскому юмору будет формула «смех сквозь презрение и негодование». Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный ... Читать далее...
- Литературная критика в программе обученияФормируя основные требования к знаниям и умениям учеников из литературы, программа в первую очередь определяет для каждого класса усвоение определенного круга умений и навыков учеников с постепенным обобщением и углублением их в старших классах. Это понимание содержания и художественного своеобразия произведений, знание текстов, выразительное, со стремлением к художественному, чтение заказных произведений или отрывков из них ... Читать далее...
- Сентиментальные гуманисты в русской литературеТургенев был не первым из реалистов, бравшим из крестьянской жизни сюжеты для своих Записок охотника. Ему предшествовал Дмитрий Васильевич Григорович ; его повести из крестьянской жизни Деревня и Антон Горемыка, опубликованные одна за другой в 1846 и в 1847 гг., стали главным событием этих богатых событиями двух лет. Они произвели сильное впечатление на сторонников новой ... Читать далее...
- Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературыЦель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников. Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы. ... Читать далее...
- Влюбленный в красу словСовременникам В истории украинской литературы приоткрываются все новые и новые имена интеллигентов — литераторов. настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен — имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследство Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, ... Читать далее...
- Романтизм в русской литературеРомантизм Возник в XVIII — XIX ст., сначала в Германии, потом во Франции и литературах других стран, но в каждой из них имел свои особенности, обусловленные своеобразностью национального существования разных народов. Романтизм существенно отличается от всех других стилей. Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры. ... Читать далее...
- Влюбленный в красоту словСовременникам в истории украинской литературы открываются все новые и новые имена интеллигентов-литераторов, настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен — имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследие Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, антологии, литературно-критические ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики Н. ЗероваСовременникам в истории литературы открываются все новые и новые имена интеллигентов-литераторов, настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен — имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследие Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, антологии, литературно-критические научные ... Читать далее...
- Сочинения по литературе: как все успеть? И возможно ли?В статье рассказывается о том, как большинство школьников подходят к написанию сочинений по литературе и какие меры предпринимают, чтобы облегчить прохождение этой части общеобразовательной программы. Зачем человек ходит в школу? Первый и самый логичный ответ, который приходит в голову, — чтобы учиться, узнавать новое, расширять кругозор… Да, в идеале это действительно должно быть так. На ... Читать далее...
- Интерпретация Андрея НемзераК статьям из «Пушкинского дома» как к специальному предмету исследования обратился Андрей Немзер. В «Пушкинском доме» предпринята попытка создания свободного романа по типу » Евгения Онегина » Пушкина. Параллель с пушкинским произведением можно обнаружить уже в потребности продлить книгу после слова «конец», оставив ее финал открытым. Аура «Пушкинского дома» окутывает и критические статьи Битова. Горьковато ... Читать далее...
- Формализм в искусстве и литературеФормализм — направление в гуманитарной науке, появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка, основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа — В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. Я кубинский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов и др. В разное время близость к ... Читать далее...
- Натуральная школа в русской литературеАлексей Степанович Хомяков стоял дальше от литературной критики, чем И. Киреевский. Хомяков писал стихи, пьесы, изредка критические отзывы, но главные его труды касались философских вопросов, поземельных отношений в России, проблем реформы, межславянской солидарности, учения о самобытных путях России. В статье «О старом и новом» Хомяков в наиболее резкой форме выразил основы своего учения. Нисколько не ... Читать далее...
- Священное Писание в украинской литературеБиблия — это уникальная книга Божьих откровений, которая передавалась в течение многих веков от одного поколения к другому. Это собрание книг, написанных пророками в разные годы, вдохновляло многих художников на создание шедевров в искусстве. Хобби Библией не обошло и классиков украинской литературы, хотя в течение многих десятилетий советские исследователи старательно доказывали мысль о воинствующий атеизм ... Читать далее...
- Пути формирования поэтического таланта Леси УкраинкиПолитические условия развития таланта Леси Украинки. Лесе Украинке суждено было жить в Украине, разделенной двумя империями с реакционными режимами: Австро-Венгрией и царской Россией. Когда будущей поэтессе было всего лишь пять лет, вышел печально известный Эмский указ. Он поставил вопрос: жить или погибнуть украинской нации? Начало литературной деятельности. Хотя Лесе Не судилось ходить в «начальную» школы, ... Читать далее...
- По литературе на тему История Руси в прадавней литературеНемного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том, что некоторые из них мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и художник, который однажды сказал: «Что такое человек, как подумать о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как месяц, ... Читать далее...
Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах