ОЧЕРК О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ

ПОЭТОМУ — ПРАВО ИМЕЮ!

Когда заходит разговор о правах человека, то большин­ство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очер­ка. И действительно: раз я — человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле?

Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной реализации своих прав, то к кому будут обращены эти требования? К соседу? К другу?

К незнакомому прохожему? К врагу? Или к самим себе?

В таком случае это уже будет не

право, а бесправие.

Точнее, вседозволенность. Между тем, под правом с дав­них пор понимается не вседозволенность, а общеобяза­тельные правила поведения, которые люди сами же себе и устанавливают. И когда заходит речь о том, что Генераль­ная ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеоб­щую декларацию прав человека, то следует помнить, что предпосылки для этого закладывались еще такими мысли­телями, как Сократ, Платон, Конфуций, Фома Аквинский, Макиавелли.

Всеобщая декларация прав человека провозгласила права личности, гражданские и политические права и свободы: равенство всех перед законом, право каждого на

сво­боду и личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое. Она же признала социально-экономичес­кие права личности: на труд, социальное обеспечение, отдых и т. д. Поэтому день 10 декабря ежегодно отмечает­ся как День прав человека.

Но так ли уж важна и значительна Всеобщая деклара­ция прав человека, принятая ООН? Ведь во многом совре­менная модель правового государства обязана своим появлением еще Древнему Риму. А с началом буржуазной эпохи кто только не заявлял и не объявлял о всеобщих свободе, равенстве и братстве. К примеру, 26 августа 1789 го­да Учредительное собрание принимает политический мани­фест под названием «Декларация прав человека и гражда­нина».

Революционный конвент постановляет, что отныне каждый француз и француженка должны обращаться друг к другу «гражданин» и «гражданка». Неотъемлемыми пра­вами каждого человека декларация провозгласила свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед за­коном, неприкосновенность частной собственности и даже право каждого на сопротивление угнетению.

Однако еще раньше, 4 июля 1776 года, Континенталь­ный конгресс Северной Америки своей декларацией провоз­гласил отделение колоний от метрополии и образование независимого государства — США. Этот документ впослед­ствии и был назван «первой декларацией прав человека».

Что же касается России, то после октябрьского пере­ворота большевики тоже много чего декларировали. На­пример, через неделю после революции, 15 ноября 1917 го­да, Совнарком утвердил Декларацию прав народов России, которая провозглашала принципы равенства и суверенно­сти всех народов империи, их право на самоопределение. Или Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 года и провозгласившая основной задачей Советской власти уничтожение любой эксплуатации чело­века человеком и установление социалистической органи­зации общества.

Но за всеми этими прекрасными словами и красивыми лозунгами нет главного — дела. Потому что на деле в России зачастую все происходит по широко известному выражению: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Уже в истории новой России президент Ельцин попытался воплотить в жизнь давнюю — еще большевистскую! — Дек­ларацию прав народов России.

И что из этого вышло? Ни­чего хорошего. Последствия в виде кровавой чеченской войны и жестоких терактов еще неизвестно сколько будут с со­дроганием вспоминать многие жители нашей страны.

Не лучше дело обстоит и с правами человека. Россий­ский гражданин, вступивший в XXI век, повторяет кры­латое выражение, которое произносили и сто, и даже две­сти лет тому назад его предки: «Прав тот, у кого власть».

Мне кажется, что не только отдельный человек, но и общество в целом должны быть подготовлены к тому, что­бы получить права и принять на себя гражданские обязан­ности. Должно быть создано экономическое процветание, которое станет прочным фундаментом в поддержании за­конности и правопорядка. А пока мы вынуждены жить в той правовой системе, которая наиболее соответствует на­шему нынешнему экономическому, социальному, полити­ческому и идеологическому состоянию.

Пока в криминаль­ных новостях будут сообщать о бандитских группировках, возглавляемых генералами милиции, пока убийство бизнес­менов и даже депутатов Госдумы не перестанет быть обы­денностью нашей жизни, нечего и говорить о правах. Мы еще слишком далеки от равноправия перед законом.




ОЧЕРК О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ