Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны»
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В. Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.
Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова,
О чем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года»?
Композиция оды, в соответствии
Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир — ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:
Когда на трон она вступила, Как Высший подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце — Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:
Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознеc Главу, победами венчанну, Россию, варварством попранну, С собой возвысил до небес,
Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником — подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии.
Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету ее изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1, его военных побед, укрепивших могущество России:
В полях кровавых марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился. Взирая на Российский флаг.
Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I — это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:
В стенах внезапно укрепленнаИ зданьями окруженна, Сомненная Нева рекла:»Или я ныне позабылась И с онаго пути склонилась, Которым прежде я текла?»
Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре 1
… божественны науки Чрез горы, реки и моря, В Россию простирали руки…
Завершая рассказа о Петре 1 описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь обращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содействовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.
Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:
Воззри на горы превысоки, Воззри в поля твои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омываемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала, просторы сибирской тайги к Дальнему Востоку и Амуру, который «в зеленых берегах крутится», поэт утверждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освоения ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:
О, вы, которых ожидаетОтечество от недр своих, И видеть таковых желает. Каких зовет от стран чужихДерзайте, ныне ободренны, Реченьем вашим показать, Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.
Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки;
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут;В домашних трудностях угеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, — Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.
Эти слова о науке известным всем, даже тем, кто не очень хорошо знаком с творчеством Ломоносова-поэта. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбилась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действительно способна давать всему миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
А занимающий одно из первых мест в мире Московский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны»