Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы
Эта ода принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств.
Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.
Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме — прославлению Петра как творца новой
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. И дальше, как бы давая «наказ» императрице, Ломоносов рисует огромные пространства ее державы, дает географически точную картину России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа.
Сделать это могут люди науки, ученые. Так вводится новая тема в оду — тема науки, подготовки из среды русского народа ученых. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Призывая будущих ученых к плодотворной деятельности, Ломоносов в следующей строфе слагает восторженный гимн науке.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам России.
Стройность оды наглядно представится, если мы сделаем следующую графическую схему ее построения:
1- 4-я строфы — похвала миру и поборнице его — Елизавете
5-6-я строфы — лирическое отступление — переход к главной части
7-21-я строфы — главная часть. Прославление Петра; «наказ» Елизавете идти по стопам отца, прославление родины, ее богатств, необходимость их разработки
22-23-я строфы — лирическое обращение к соотечественникам и воспевание науки
24-я строфа — концовка. Обращение к Елизавете
Богатству идейного тематического содержания оды соответствует и богатство применяемых Ломоносовым поэтических приемов и средств, тесно связанных с жанром торжественной оды. Ломоносов широко пользуется образами греко-римских богов и богинь: Марса, Нептуна, Плутона, Борея, Минервы, муз ; говорит о горе Парнасе как жилище муз. Часто использует он прием олицетворения, изображая, как живые существа, отвлеченные понятия — тишину, науки, отечества и др. Обильно представлены в оде метафоры: «Се хощет лира восхищенна гласить велики имена»; «Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук» и пр.; метонимии: «Давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» и пр.; эпитеты: возлюбленная тишина; лира восхищенна; жестокая судьбина; приятных струн сладчайший глас и пр.
Тон речи — приподнятый, восторженный —создается обилием риторических вопросов и восклицаний, обращений, указаний. Торжественности оды, ее ораторской установке соответствует и гот «высокий штиль» языка, которым она написана. Речь — периодическая, состоящая из ряда предложений, замкнутых в единое целое. Десятистрочная строфа, типичная для оды Ломоносова, обычно заключает в себе единую фразу-период.
Торжественности языка оды содействуют применяемые поэтом славянские слова: сия, воззри, толикое, отверзает, се, зиждет и пр.
Придать торжественность, силу языку оды Ломоносов стремится и самим стихотворным размером — четырехстопным ямбом, которому свойственны, по его словам, «высокость и великолепие». Это был излюбленный размер Ломоносова, и он умел пользоваться им очень искусно, придавая особенную звучность и музыкальность своему стиху. Богат язык оды разнообразными интонациями. Начало оды, например, дается в торжественном, но сравнительно спокойном тоне, но уже в пятой строфе тон повышается, крепнет, принимает повелительный характер. Величаво звучат и следующие две строфы, посвященные воспеванию Петра.
И так до конца оды, в соответствии с содержанием строф, поэт видоизменяет интонации, оставаясь все же в пределах возвышенно-ораторской речи.
Следует отметить и выдержанность рифмовки в строфах оды. Ода имеет десятистрочную строфу. Первые четыре строки имеют перекрестные рифмы, далее идут две строки со смежной рифмой, а последние четыре строки дают опоясывающие рифмы.
Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы