Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь

Душа и разум — неотъемлемые составляющие нашего внутреннего мира. Живя в согласии, они делают человека, мудрее, сильнее, проницательнее. Взаимодействие мозга и побуждений рождает добрые помыслы и благородные поступки.

А если внутри человека идет борьба здравого смысла с эмоциями, если одно чувство одерживает верх над другим? Справедливо ли утверждение Пифагора о том, что «одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»? Ответы на эти сложные вопросы можно найти в произведениях русских классиков.

Одним

из любимых мною персонажей «Войны и Мира» Льва Толстого стал Николай Ростов.

Совсем юному герою, полюбившему Сонечку, доводится пережить целую бурю эмоций. Окрыленный чувствами юный герой обещает девушке жениться на ней наперекор маменькиному неудовольствию, он готов преодолеть любые преграды, разделяющие влюбленных. Но со временем Николай становится благоразумным: ведет активную светскую жизнь и даже рад отказу Сони от брака с ним.

Собственные обещания спустя время кажутся ему ребячеством.

Иная ситуация происходит в Павлоградском полку, где юнкер Ростов проходит службу. Николай не в состоянии справиться

с эмоциями и разоблачает поручика Телятина при офицерах, несмотря на предостережения старших товарищей. Молодой дворянин не прислушался к голосу разума, говорившего, что честь полка дороже личного удовлетворения.

В итоге поручика изгоняют из армии, а сам Ростов надолго лишается душевного равновесия.

Другой показательный пример — образ старого князя Болконского. Его жизнь в Лысых Горах была распланирована буквально по минутам — «до последней степени точности», даже к обеду князь выходил в «одну и ту же минуту». Жаль княжну Марью, которая лишь накануне смерти отца ощутила тепло родительской любви.

Сам требовательный хозяин также достоин сожаления, ведь даже приезд сына не заставил князя нарушить заведенный в доме порядок.

Описание жизни семейства Болконских дает понимание, насколько отцу и дочери не хватало душевности, всплесков эмоций, элементарных добрых слов, жестов, взглядов — всего того, что именуется движением души.

Без душевных порывов жизнь превращается в скучное и бесцветное существование. Однако без здравой оценки собственных поступков она может стать безнравственной. Поэтому любой порыв, любое стремление души необходимо согласовывать с разумом.




Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь