Одоевский. Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?

Познакомьтесь с названиями «Сказок дедуш­ки Иринея»: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анек­доты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр»,»Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червя­чок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «От­рывки из журнала Маши», «Два дерева». Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по за­главию сказать, что это сказки?

Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

Чаще

всего вы называете сказки «Мо­роз Иванович» и «Городок в табакерке». Но к сказкам можно отнести и «Анекдоты о муравьях», и многие другие произведе­ния из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название «Сказки».

И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повест­вования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

Прочтите фрагмент из «Анекдотов о муравьях.

Как известно, главное занятие муравьев — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям

известно, что му­равьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зе­рен.

Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали со­вершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их нару­жу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

В небольшом расстоянии от окна находилась го­лубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следова­тельно, мои муравьи поступали очень благоразум­но, скрывая свое сокровище и не доверяя его похи­тителям».

Можете ли вы доказать, что перед вами художе­ственная речь, а не научная информация?

Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблю­дения любознательного человека за слу­чайно попавшими в поле его зрения насе­комыми. Он делает вывод об их благора­зумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувст­ва, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведени­ях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечивают­ся не только живые существа, но и явле­ния природы, и даже предметы.

Ученый всегда точен в своих определениях и ха­рактеристиках.

Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровес­ник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармлива­ют птиц и белок, и при этом с ними проис­ходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для си­ничек, которую никак не удавалось «огра­бить» воронам: он так умело ее располо­жил, что крылья ворон мешали им подле­тать к этой кормушке.




Одоевский. Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?