Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины

Сочинение за драмой Леси Украинки «Боярыня». Драматическая поэма «Боярыня» — одно из наилучших патриотичных произведений Леси Украинки. Написанная в 1910 году, она впервые увидела мир в 1914 г., уже после смерти писательницы.

Через четыре года «Боярыня» вышла отдельной книгой, а со временем вошла в 12-томное собрание сочинений талантливого драматурга. Однако школьной программой это Сочинение начало изучаться лишь в 90 — е года XX столетия. Советские критики и литературоведы старались обойти молчанкой драматическое Сочинение

или анализировали его довольно ограниченно, учитывая выразительно выявленную в нем антироссийскую тенденцию.

Как и в романе П. Кулиша «Черный совет», Сочинение Леси Украинки посвященным событиям, которые вошли в жизнь Украины под названием «Руина». Его содержание связано с Переяславским советом, который стал поворотным пунктом в жизни наших предков. Именно в 1654 году украинский народ присягнул русскому царю, а это определило новое направление и новые условия его жизни.

Итак, поэма написана на национальном материале, тем не менее материал этот изложен по новому. Разрабатывая историческую тему, писательница,

которая остро переживала социальный и национальный гнет, недостаток национальной государственности, запрет украинского языка, школы, преследование литературы, театра, нарушила актуальные проблемы психологии украинцев, предоставила им философское звучание.

Главные герои поэмы — Оксана и Степан, украинец по происхождению, который по смерти отца-боярина становится московским боярином. На мой взгляд, названные персонажи своими раздумьями, поведением символизируют разные проблемы. Устами Степана автор утверждает мысль о возможности счастливой жизни и в далекой, неприветливой и чужой Москве. Оксана же символизирует приниженную, но никем не покоренную Украину. Менталитет украинской девушки оказывается уже в первом действии драмы: Степан имел намерения на бракосочетание.

Мне бы была не для забавы цветок, Я вижу в ней жизнь, и воли образ, И края родного красоту. Оксана выходит замуж из Степана и переезжает жить в Москву. Преисполненная любовью, к родной земле, свободолюбивая по своему характеру, она страдает от разлуки с родительской землей, от осознания собственной бездеятельности, от невозможности реализоваться как патриотичной личности.

Воспитанная в демократической среде, девушка вобрала в себя основные черты и убеждения передовой части общества, для которой характерным было осознание патриотичной обязанности как высочайшей святыни, необходимость служить Родине, любовь к Украине, ко всему своему и уважение к чужому; активная гражданская позиция; сочувствие за судьбу приниженной родной земли; духовное единство с единомышленниками, стремление помочь им…

И условия жизни в Москве не оказывали содействие реализации ее идеалов. Они стали невыносимыми. Во-первых, супружество имело разные мировоззрения, жизненную позицию; во-вторых, она не понимала местных традиций; в-третьих, муж запрещал ей поддерживать контакты с родными, близкими, на ее просьбу отказался уезжать в Украину.

Девушка не могла прижиться на чужбине — там исповедовалось рабство в различных проявлениях. Она не смогла смириться со Степановым унижением, так как воспитана на свободолюбивых идеалах. Оксана предъявляет обвинение мужу в бездеятельности, в его равнодушии к Украине:

Сиделся-сидел в месте за печкой московской,

Пока мылась кровь… на Украине.

Не непонятно, почему Степан называет себя «холопом Степкой», должен целовать кому-то руки как невольник. Она не представляет себе, как он, пересидев в Москве пору Руины, время, когда велось соревнование за жизнь, собирается смотреть своим землякам в глаза… Эти и другие мотивы характеризуют только слова. На самом деле же, как делает замечание современная критика, Оксана, символизируя приниженный, но непокоренный украинский народ, не смогла подняться над обстоятельствами, в которых оказалась. Она не стала борцом.

Об этом свидетельствуют такие выводы: девушка в конце вынесла приговор и себе и своим землякам за пассивность, за неспособность к борьбе, за то, что смирилась с поражением и осталась жить на пепелище.

Сочинение Сложное, в его основе — философия жизни в период времен Руины, которую писательница характеризует как потерю народом духовной доминанты бытия. Художественно осмысливая философию воли, души, духа, которые предопределяют философию борьбы, Леся Украинка приходит к мнению, что украинский народ несет ярмо не против воли, добровольно, так как смирился со званием «раба».

Хотя тема «Боярыни» основана на событиях прошлого, однако в поэме отсутствует конкретный материал. Основное внимание писательницы сосредоточивается на отдельных персонажах, которые попали под влияние сложных обстоятельств.

Среди них — боярин Степан и молодая девушка Оксана, которая за призывом сердца пошла замуж за Степана и оказалась в Москве. Степан — довольно сложная личность. Он, оторван от национальной духовности, потерял свою духовную ментальность.

Леся хочет выяснить причины разрыва между личностью Степана и социально-политическими изменениями.

Вчитаемся в те строки из поэмы, в которых есть такой факт: Москва не верит Степе, хотя он — верный прислужник. Понимая, что за каждым его шагом надзор, Степан не хочет слышать о Дорошенко, который собирается выступить против царских самодержцев; его пугает письмо, которое написала его жене товаришка из Украины. В этом трагедия Степана, и она все дальше обостряется: он боится принимать посланца из Украины, не хочет и слышать о встрече жены с братом Иваном.

Как видим, жизнь Степана сводится к выполнению определенной роли. Он обесценил национальное достоинство, способность противостоять всему отрицательному.

Раздумывая над образом Степана, Леся Украинка придет к выводу, что такие люди обречены на вечные странствования, бесперспективные поиски счастья в чужом крае. Степан будто оказался в запертом круге, выхода нет, это венец его духовной жизни. Он добрый, искренний, не способный к братоубийству, его руки не запятнаны кровью.

И он с легкостью разрушает в себе то начало, которое бы подняло его к высотам Авеля.

Отступничество Оксаны объясняется ностальгией. Тем не менее ее ностальгия — это не столько тоска — боль за Украиной, сколько усталость от бездуховности, невостребованности, приумноженная потерей естественного ощущения красоты мира. Героиня чужая и в Украине, и в Москве.

И дело не в том, что девушка чужеземная, а в том, что времена Руины уничтожали естественные начала в людях.

Ностальгия подкашивает здоровье Оксаны, она хочет умереть, и это снова же таки результат разрушительного нажима времен. Состояние между жизнью и смертью обновляет душу, способную смерть воспринять как желанное единения с землей. В драме есть символический образ сабли. Он в тексте поэмы появляется тогда, когда Оксана упоминает детство.

Она с братом нашла ржавую саблю, хотели поиграть ею, но не смогли вытянуть из ножен, так как саблю проржавела. Сабля — это символ казацкой идиллии, которая начала уже отмирать. А если Руину воспринять как цепочку, то от нее возможно национальное возрождение, за которое клали свои головы запорожские Казаки?




Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины