Осенние песни Поля Верлена и Шарля Бодлера
Плачется в моем сердце, как дождь над городом. Поль Верлен. Поэзию выдающегося французского поэта Поля Верлена определяют как дневник длинных странствований его души в море жизни; Для того, чтобы понять ее, треба ознакомиться с жизненным путем художника. Печальные осенние пейзажи почти всегда аккомпанировали чувством, мировоззрению и мировосприятию Верлена. Его поэзия — это лирическая исповедь, история переживаний.
В первом сборнике сонетов автор писал: «… моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество подтвердилось
Но эти личные нелады поэта тесно связаны с изменениями эпох, так как настоящий художник тонко и глубоко ощущает все жизненные нелады. Его душа стремится гармонии мира, красоты, чистоты человеческих отношений. А все, что отступает от этого, есть взлом, жестокостью. Генрих Гейне, выдающийся немецкий поэт, так сказал о Верлене: «Мир раскололся, и трещина прошла сквозь сердце». И рождаются стихи, полные отчаянию, гнева, тревоги, тоски.
Эта боль души порождает образ печальных осенних
Если музычность стиха передает расположение духа поэта, то сюжеты и образа — то, чего стремилась его душа. Поль Верлен использует описания природы для отображения в ней соответствующих своих переживаний. В стихе «Уже прошла зима», посвященному невесте поэта, отображается надежда автора на земное счастье:
Это голубое небо Это моя весна, это конец печали, Этот большой праздник осуществленных надежд. Но жизнь разрушает мечте и надежды.
И уже в стихе «Романсы без слов» ощущаются печаль: «Так тихо сердце плачет, Как дождь шумит над городом». В раннем сборнике «Меланхолия» ощущаем придавленный залог, равнодушие с окружающим миром. Поэт стремится вырваться на волю, к свету, но не может. И это порождает безысходность жизненного пути:
Моя душа — будто бриг, который между волн и льдов Ежесекундно ждет конца в безжалостной круговерти.
Расположение духа осенней грусти изображенный и в стихе «Осенняя песня». Это и пейзаж осени, и пейзаж души поэта вместе с тем. Соответствие залогов души и природы в этой поэзии интуитивная, символическая:
Негромкие Истомные песни Струн осенних Сердце тебе Топят в кручине, В причитаниях…
Слово у поэта действует не столько прямым своим предметным значением, сколько смысловым ореолом. Поэзия П. Верлена открыла новые возможности в воспроизведении переживаний. Интуиция поэта помогла ему найти такие формы стиха, в которых он соединил мелодию и содержание, оттенки залога души и внешние образа. Творческие достояния художника предоставили толчок к развитию новых поисков молодых поэтов, которые превратили его в своеобразный литературный манифест.
Лирика П. Верлена приближает нас к большой тайне Вселенной — поэтической души, которая страдает и плачет от боли, напоминая плач скрипки, смычком которой была судьба поэта, которая срывала с ее струн печальные осенние песни.
Творчество Шарля Бодлера принадлежит к той литературе, которая не нашла понимания и признание у современников. Читатели считали, что он человек аморальный, сумасшедшая. Лишь некоторые деятели искусства увидели в Бодлере большого поэта.
Такое отношение объясняется тем, что автор всегда был в противоречии с тогдашним обществом. Это и привело к трагической развязке конфликта. Началом литературной деятельности Шарля Бодлера стали 40-и года XIX ст. Именно в настоящее время он пишет стихи, которые вошли в известный сборник «Цветы зла». Она определила литературную судьбу поэта: к Бодлера пришло признание.
Название сборника вмещает в себе не только разногласия эпохи, а и противоречие в души самого автора. В краткой форме он передает восприятие современного мира как царство зла, а также собственное видение печальной реальности.
Сборник «Цветы зла» Создавалась поэтом вдоль всей жизни и вобрала все лучше всего из его поэтического наследства. Автор ощущает в себе и телесное, и духовное: вместе из «зверской» в нем живое «прекрасная душа», направленная к Богу. Бодлеровский Бог — это одинокое, недоступное существо. Исходной позицией автора становится напряженное противостояние добра и злая, Бог и Сатаны. Стих «Гимн красоте» утверждает мысль, что эти два полярных понятия в одинаковой мере могут быть источником прекрасного: Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим, Чтобы лишь бремя жизни, во властелине вдохновения, Сделала более легким ты, а Вселенная — менее гадким!
Два противоположные полюса, добро и зло, начинают превращаться одно в одно. В цикле «Сплин и идеал» рисуються разногласия между действительностью и идеалом и их противопоставление, поэтизация страдания и скорби. «Сплин» — болезненный душевный залог, рожденный действительностью. Бодлеру удалось заглянуть в бездну человеческого отчаяния и душевного мрака.
Душа поэта ждет конца печального, Печальный голос — будто беспокойство сам.
В стихах цикла «Парижские картины» уже ощущаются элементы реализма, центр внимания перемещается на внешний мир, на урбанизацию. Главным для Шарля Бодлера есть не внешний вид города, а то, как оно влияет на современный человека, которых изменений испытает душа человека в быстром ритме жизни. Но город вместе с тем и привлекает, и отталкивает поэта, который воспевает его целебный и губительный характер.
Автор ведет нас в сокровенные уголки столицы, не случайно изображая сумерки: все недостатки, загнанные у норы, будто выползают из тьмы. В стихе «Сумерки рассвета» Бодлер подчеркивает благотворное влияние сумерек, тончайшие порухи человеческой души под живописностью зрелища.
Это время, когда все манящее перед нами, Словно лицо в слезах, которое зреет под ветрами, Когда не время писать, не время женщин любить, Уже над крышами утренний дым стоит.
Доминирующими в поэтике Шарля Бодлера есть контраст и символика. Противоположности приходятся к крайним положениям. Так, в стихе «Падаль» сопоставляются и воспевают вечность и временность:
Так скажите же, красота, черви, что в жадности поцелуями тело пожрут, Я сохранил от любви, которая тлеет в гробу, божественную и форму, и суть.
Сборник «Цветы зла» Ш. Бодлера открыла новую страницу мировой поэзии. Бодлер впервые поставил проблему соотношения действительности и идеала в зависимость от понимания прекрасного самой творческой личностью. Задача искусства он усматривал в том, чтобы воссоздать борьбу добра и злая, которая происходит в душе человека.
Осенние песни Поля Верлена и Шарля Бодлера