Мир глазами Поля Верлена

Поль Верлен, сын французского офицера невысоких чинов, родился в Меце. В раннем детстве странствовал с отцом и матерью по разным гарнизонам. В 1851 г. отец вышел в отставку и семья поселилась в Париже. Верлена отдали в пансион, он посещал классы лицея Бонапарта. В 1862 году среднее образование было окончено, Верлен получил звание бакалавра и записался на лекции в училище правоведения, но занимался там лишь два или три семестра.

Далее он пошел на службу — сначала в страховое общество, потом в одну из парижских мэрий, а затем перешел в городскую

управу, где работал до лета 1871 года.

Отец его умер в конце 1865 года, сильно подорвав неудачными коммерческими предприятиями материальное положение семьи. В 1869 году Верлен познакомился с Матильдой Моте и осенью 1870 года в первые недели франко-прусской войны, вступил в брак с ней. Семейная жизнь в скором времени усложнилась. Очевидное несоответствие интеллектуального и культурного уровня не дало возможности мужу и жене стать близкими.

Кроме того, Верлен уже тогда начал пить и это послужило причиной ряда семейных конфликтов.

В дни Коммуны Верлен не оставил, как много других чиновников, своей должности в городской

управе и, таким образом, стал «коммунаром». Впрочем, со многими деятелями Коммуны, в том числе с будущим ее грозным прокурором Раулем Риго, он был знаком еще в студенческие годы, встречаясь на лекциях и в кабаках, а с Ксавье Рикаром дружил. После ликвидации Коммуны Верлен, опасаясь репрессий, оставил службу и Париж и жил, спрятавшись, в семье тестя.

К этому времени относится его знакомство и дружба с Артюром Рембо, которая привела к катастрофе.

Рембо, тогда еще семнадцатилетний юноша, но уже зрелый и замечательный поэт, после нескольких неудачных побегов из родительского дома в Париж, прислал Верлену, единственному, кого он «признавал» из современных ему поэтов, свои стихи и просил принять его. Верлен был восхищен стихами и отворил перед юным поэтом двери своего дома. Рембо поселился у Верлена. Это внесло новый разлад в семейную жизнь последнего.

Рембо отличался тяжелым характером, был грубый и горячий. Верлен же нашел в нем ту родную душу и то понимание, которых ему не хватало. Друзья проводили время в бесконечных прогулках, беседах, попойках, в результате чего отношения Верлена с женой разладились окончательно.

Верлен и Рембо отправились в Бельгию, потом в Лондон, где жили до весны. Верлен часто встречался с эмигрантами-коммунарами, которые жили в Англии. В дальнейшем усложнились отношения с Рембо, который решил расстаться с Верленом. Тот, находясь в истерическом состоянии, умолял друга остаться с ним, но после категоричного отказа сделал два выстрела и легко ранил его в руку.

Во время второй попытки достать оружие Рембо позвал на помощь. Полиция задержала Верлена, найдя при нем оружие. Верлену предъявили обвинение в покушении на убийство и осудили на двухлетнее заключение.

Отбыв наказание, он вернулся во Францию, некоторое время жил в селе у родственников, потом уехал в Англию, где провел два года, занимаясь преподаванием французского языка в разных школах.

Его жена за время заключения успела получить развод и навсегда разлучила его с сыном, который родился в первый год их брака. Верлен тосковал по ребенку, и это было одной из причин нового перелома в его жизни. Среди его учеников был Люсьен Летинуа, сын фермера.

Верлен пылко привязался к юноше, будто видя в нем утраченного сына, и, когда Люсьен закончил колледж и должен был уехать на родину, Верлен решил не расставаться с ним и стать фермером.

Крестьянина из Верлена не вышло. Физически слабый, лишенный настойчивости, он вел дело кое-как, отдавая преимущество прогулкам, беседам с Люсьеном и написанию стихов. В конце концов Верлен бросил ферму и поехал с Люсьеном в Лондон. Осенью 1881 г. друзья попали в Париж, где Верлен восстановил литературные знакомства и быстро стал приобретать популярность.

В скором времени, отбывая военную обязанность, Люсьен заболел тифом и умер, а Верлена поглотило безутешное горе. Несколько лет Верлен жил в Париже, ведя серое и бедное существование, безуспешно старался снова устроиться на службу и потом внезапно снова решил «сесть на землю». Снова был куплен клочок земли, и Верлен поселился вместе с матерью в селе.

Дела шли плохо. Верлен много пил, отношения с матерью стали портиться, и однажды Верлен грубо обошелся с матерью, за что попал под суд и сел на месяц в тюрьму. Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его жизни — период бродяжничества, пьянства, попрошайничества. Верлен становится «богемой» в полном понимании этого слова, завсегдатаем кабаков, дружит со всяким сбродом, живет на чердаках и в подвалах и весь свой нерегулярный заработок тратит на алкоголь. А слава его приобретает уже бесспорные очертания.

В 1894 г. умер Леконт де Лиль. Журнал «La plume» предложил поэтам избрать ему «наследника», «короля поэтов». Поэты откликнулись, и большинство голосов получил Верлен. Но «корону» судилось ему носить недолго.

Уже давно больной артритом, он умер 8 января 1896 г. Похороны его взяло на себя правительство, и в речах, произнесенных над его могилой, его уже называли великим.

Литературное наследие Верлена довольно-таки большое: 30 книг стихов и прозы, собранные в шесть объемных — по 400-500 страниц — томов полного собрания сочинений. Литературная ценность этих книг далеко не равнозначная. Проза Верлена имеет лишь историко-литературное и биографическое значения.

Его «Исповедь», «Мои тюрьмы», «Мои госпитали» является ценным, хотя не бесспорным, биографическим источником.

Его «Записки вдовца» представляют собой сборник фельетонов на разные темы, зарисовок, размышлений о случайных предметах, например, хвалебное слово искусственным цветам и т. д. Это тоже интересно, это прибавляет штрихов к образу Верлена, это в чем-то обогащает наши знания, но все это — для историка или литературы, для литературного гурмана. Несколько книг — наиболее ценное достояние мировой поэзии, первоклассные достижения гениального мастера, прекрасные сами по себе, они продолжают влиять на нас и сейчас. Гениальность Верлена в том, что ему было дано увидеть и ощутить мир совсем по-новому — так, как стали видеть и ощущать его следующие поколения поэтов, вплоть до наших дней.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Мир глазами Поля Верлена