Ошибки в сочинениях и пути их устранения
Слушатели подготовительных отделений зачисляются в вуз по результатам выпускных экзаменов, которые проводятся по окончании подготовительного отделения. Требования к сочинениям и устным ответам по литературе на выпускных экзаменах те же, что и на конкурсных вступительных экзаменах. Темы для сочинений и вопросы для устных ответов составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие «образованный читатель».
Интерпретация литературного произведения, т. е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно: 1) умения ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи
Некоторые слушатели подготовительных отделений в своих первых ответах и сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.
Эстетическое восприятие — это восприятие и оценка художественного произведения как факта искусства, т. е. в единстве формы и содержания.
При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ, не совпадая с писательским образом, искажает его. Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства.
Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.
В сочинениях, написанных в жанре литературно-критической статьи, наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки, обусловленные неумением составить план рассуждения.
В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Например, в одном из вузов слушателям подготовительного отделения для первого сочинения предлагались две аналогичные темы: «Последняя прочитанная мною книга» и «Об одном стихотворении». Все сорок сочинений были написаны в жанре свободных заметок.
Отличных оценок поставлено не было, хороших — одна, удовлетворительных — шесть, плохих — тридцать три. Тридцать три автора написали тридцать три одинаковых сочинения и получили тридцать три рецензии примерно такого содержания: «Сочинение представляет собой пересказ произведения. Комментарий по ходу пересказа обедняет идейно-художественное содержание произведения, «снимает» условность искусства».
Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: «душу» этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству слушателей подготовительных отделений рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как «опоры» мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, — тем более. Во-вторых, многие слушатели наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства — сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить «свое мнение». Но именно «своего мнения» фактически у пишущего и нет.
Нельзя же считать «своим мнением» заявления такого рода: «Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является «началом всех начал русской литературы». Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение » Я помню чудное мгновенье «. Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии».
Самостоятельное суждение — одно из самых высоких достоинств ответа и сочинения. Но оно может быть хорошим и плохим, правильным и неправильным, научным и антинаучным. Очень часто «своим мнением», «самостоятельностью суждений» поступающий в вуз пытается прикрыть незнание литературы, неуважение к ней.
Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, «чувства языка», о примитивизме мышления и речи.
Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях и ответах по литературе, какими бы разнообразными они ни казались, есть три главные причины, определяющие их:
1) низкий уровень восприятия художественного произведения;
2) отсутствие достаточной суммы знаний;
3) неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.
Ошибки в сочинениях и пути их устранения