Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать»

Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной

силой выразившего страшную » музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений».

Поэма «Двенадцать» одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух «миров».

Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрешение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный

вечер. Белый снег. Ветер, ветер!» Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек». Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца.

Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост».

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные.

Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийством.

Революция Блока несет добро и справедливость, потому что: «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз впереди Исус Христос».

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом».

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.

Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творчества Блока романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» мечты, идеального образа Незнакомки.

Но место встречи с ней трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные.

Они как бы освещены с другой стороны. Итог же возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю истина в вине.»

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад». Основа сюжета этой поэмы неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение.

Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка это Адам и Ева.

Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.

В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя.

Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.




Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать»