Основа сюжета произведения Вольтера «Простак»
Внимание Вольтера и как писателя, и как мыслителя была сосредоточена вокруг проблемы жизни человека в обществе. Первоочередной задачам он видел здесь необходимость выработать рациональным путем — через обобщение соответствующего общественного опыта — стержневые принципы человеческого существования, причем смысл жизни отдельной индивидуальности он рассматривал в незыблемой связи со всем человеческим сообществом. Затем поиск соответствующей социальной организации — главная цель многих философских трактатов и художественных
По мнению Вольтера, уже первоначальные люди жилы в сообществах, и «общественный залог» есть «естественным» для человечества.
Другая проблема, которой также проникался мыслитель, — это проблема морали. Лишь моральные принципы, как он считал, способны быть эффективным регулятором человеческого поведения, которое, собственно, и разрешит гармонизованную связь отдельной личности с другими людьми, и построить такое общество, которое будет отображать их общие интересы. И здесь Вольтер обращается к понятию «естественность», поскольку, по его мнению, нравственность не
При этом мыслитель считал, что не существует каких-то врожденных моральных принципов — все они формируются в сознании личности в процессе ее жизнедеятельности.
Все указанное довольно оригинально и интересно отразилось в повести «Простак». За своими жанровыми признаками это — философская повесть, в котором философском просветительском тезисе подчиняются все изобразительные средства: собственное это произведение, в котором философские мысли писатель воплощен в художественную форму.
В основе сюжета произведения — история молодого француза, который в детстве попал к племени индейцев — гуронов, где он прожил к своему совершеннолетию. Со временем он попадается в Европе, сначала в Англии, а потом во Франции, где, собственно, и разворачиваются события повести. Гурона прозвали «Простаком», поскольку он всегда старался говорить людям лишь правду и придерживатся тех принципов в жизни, которые были подсказаны ему «сердцем».
Как известно, подобное входило в просветительский моральный кодекс дикаря, который сторонится неправды и обмана, во всем полагается на свои «естественные» чувства и желание, которые благодаря своей естественности не могут быть аморальными.
Во Франции Простак встретился с настоящей «цивилизацией», которая постоянно вызывает у него искреннее удивление, а иногда и просто непонимание. Он как человек, что привыкший смотреть на действительность, чистосердечно признает, что в «цивилизованной» стране все построено на «неразумных», «противоестественных» принципах.
Гурон становится христианином, но когда читает Библию, у него возникают такие вопросы, на которые священники католики не могут дать понятного ответа. Больше того, почти сразу он приходит к выводу: что между библейскими предписаниями и самой жизнью существует непреодолимая пропасть.» Я вижу, что у вас здесь каждого дня происходит много таких вещей, о которых нет ни одного слова в вашей книге, и не выполняется прочь ничего из того, что в ней записано: признаю, что это меня приводит в удивление и разъяряет», — говорит он, имея ввиду Библию. Простак искренне влюбился в Сентив, которая ответила согласием, выйти за него замуж. Тем не менее, здесь оказывается, что разрешать этот вопрос должны не влюбленные, а их родители.
Ситуация усложняется тем, что, согласно стечению обстоятельств, крестной мать Гурона была прекрасная Сентив, и теперь они не могут вступить в брак из-за того, что в глазах общества это есть «грехом».
В это время в повести разворачиваются другие события, которые в дальнейшем кардинально изменили судьбу главного героя. Одного дня к побережью Франции прибыла вражеская эскадра, и именно Простак благодаря своей смелости и отваге помогает победить захватчиков. Гурон, рассчитывая на заслуженную благодарность от короля, спешит к Версалю, но получает не вознаграждение за свои военные подвиги, а попадается к Бастилии.
В тюрьме Простак оказывается в одной камере с янсенистом, представителем секты протестантов, которые жестоко преследовались правительством. Хотя герой во многом не разделяет взглядов своего нового товарища, под руководством янсениста Гордона он получает европейское образование, знакомится с науками, новейшими философскими системами. Изучая историю человечества, Простак доходит вывода постороннего наблюдателя, которым в самый раз и могла быть лишь «естественный человек»: «История человечества является ничем другим, как картиной преступлений и несчастье».
Рассуждая над характерами «естественных» и «цивилизованных» людей, Простак сразу же склоняется в своих симпатиях к первым, а не ко вторым. Он, в частности, сознается: «Мои американские соотечественники никогда бы не обратились к такому жестокому обращению, которое я сейчас ощущаю на себе: им бы это просто не спало на мысль. Их называют дикарями, а они хотя и грубые, но отмечаются добропорядочностью, вместе с тем как жители этой страны хотя и утончены, но злосные мошенники».
Интересно, что янсенист начинает ощущать на себе положительное влияние «нецивилизованного» Простака. Гордон, например, заимствует у него некоторые моральные принципы, изменяет свое отношение к любви после рассказа Простака о своих чувствах к Сентив. Раньше янсенист смотрел на любовь как на проявление греховного начала в человеке, а теперь он начинает понимать, что оно способно морально превознести личность.
Тем не менее, самое главное для Вольтера оказывается то, что сам Простак начал существенно изменяться под влиянием просвещения. Здесь писатель старается в значительной мере смягчить кричащие крайности руссоистской концепции «естественного человека». Философская идея Вольтера заключалась в том, чтобы сделать «дикаря» полезным членом общества. Простак искренне признает: «Я склонен поверить у метаморфозы, поскольку из животных я превратился на человека».
Конечно, Простак усвоил от своего товарища лишь «полезное» и не отказался от своей привычки смотреть на вещи глазами «естественного человека».
Сентив прибывает к Парижу для того, чтобы спасти своего возлюбленного. Первое, что она встретила и ощутила на себе — это равнодушие чиновников. Один из них откровенно сознается: «Я не имею права делать добро; вся моя власть заключается лишь в том, что время от времени я могу делать зло».
Ради спасения Простодушного Сентива, что была наделенная привлекательной внешностью, пошла на страшное моральное преступление: она покорилась домогательством распущенного вельможи, но не смогла пережить бесчестия и умерла на руках у жениха. Таким трагическим финалом Вольтер заканчивает свою повесть, в которой он попробовал выпукло изобразить все недостатки своей пасмурной эпохи и «цивилизованного» общества. По его мнению, нельзя ожидать положительных изменений в стране, граждане которой даже не замечают того, за какими жестокими принципами они живут.
Раскрыть им глаза на настоящую сущность вещей может лишь «нецивилизованный дикарь» Простак, взгляд которого свободный от общественных недостатков и предрассудков.
Основа сюжета произведения Вольтера «Простак»