Особенности тестирования по предметам литературного цикла
Современное реформирование общего среднего образования предусматривает реализацию принципов гумманизации и демократизации, методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности каждого ученика, формирование его особенностей. Эти тенденции приобрели мощный импульс с вхождением украинского образования в Болонский процесс, который предопределяет адаптацию и переориентацию отечественных образовательных стандартов и моделей на европейские стандарты и модели, в частности переход от традиционных для нашей образовательной
Западные эксперты отмечают постоянную общемировую тенденцию: «Если раньше внимание отводилось преподаванию, то отныне оно акцентируется на том, что конкретно ученики должны выучить в результате обучения в школе. Ключевой идеей «программ результата» является то, что они направляют процесс преподавания путем более точного описания ожидаемых результатов обучения.
Следующим шагом на пути украинского образования к Болонскому процессу стало широкое внедрение Министерством образования и науки Украины внешнего независимого оценивания учебных достижений учеников, сначала с нескольких, а с 2007-2008 годов всех учебных дисциплин инвариантной составной Типичных учебных планов общеобразовательных учебных заведений, в т. ч. по украинской и зарубежной литературе. Кроме того, с 2008 года ВНО сможет вместе с тем заменять и государственную итоговую аттестацию выпускников, и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Поэтому сейчас чрезвычайно актуальной является подготовка украинских школьников к тестированию как важной разновидности педагогических измерений.
С одной стороны, тестирование в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин для украинского образования становится все более обычным, массовыми тиражами издаются сборники разнообразных тестовых задач, тетради для тестирования, задачи тестовой формы приводят в соответствие непосредственно к учебникам. Но, с другой стороны, упомянутые издания часто грешат грубыми нарушениями научных основ тестологии, задачи в них оказываются не валидными, не дают репрезентативного среза реальных учебных достижений учеников, не привязаны к конкретной шкале оценивания этих достижений, на практике учителя часто путают основные тестологические понятия. Из-за этого тестирование часто приносит не столько пользу, сколько вред, дискредитируя саму идею этой полезной и в целом объективной процедуры педагогического измерения: ученики воспринимают тестирование не как средство оперативной диагностики реального состояния своей образованности, а как очередное наказание оценкой, в образовательных учреждениях и в обществе вообще возрастает уровень тревожности.
Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям-словесникам правильно организовывать и проводить тестирование, продемонстрировать положительные возможности использования тестовых задач во время преподавания и оценивания уровня учебных достижений учеников, оказывать содействие лучшей подготовке школьников к ВНО по украинской и зарубежной литературе.
Предметы литературного цикла отличаются от т. н. курсов основ наук, т. е. «точных», формализованных учебных дисциплин прежде всего, тем, что в своих истоках имеют два разных источника. С одной стороны, они, как и упомянутые «точные» предметы, имеют корни в «высокой науке» — литературоведении. Но, с другой стороны, художественная литература является искусством, органической составной системы искусств, поэтому ее часто называют искусством слова. Такая специфика украинской и зарубежной литературы дает неприятелям тестирования основания для поддержания мифов о том, что якобы искусство и творчество тестами измерить невозможно. Но такая точка зрения является методологически ошибочной по целому ряду причин.
Прежде всего, она противоречит реальности. В развитых странах мира предметы литературного цикла успешно тестируются в течение целых десятилетий. Кроме того, любое настоящее творчество не только не противоречит усвоению знаний, а и опирается на них. Относительно предметов литературного цикла это, например, текстуальное знание конкретных литературных произведений, их проблематики, композиции, образных систем, программных теоретико-литературных понятий, фактов истории литературы, биографических сведений о писателях и т. п. В свою очередь, эти знания могут быть заложены в тестовые задачи, которые совсем не означают ограничения творчества тестируемых учеников.
Ведь, по точному выражению основоположника педагогических измерений американского психолога Эдварда Ли Торндайка, «если что-то существует вообще, то это «что-то» существует в определенном объеме, а потому может быть измеренным».
Вместе с тем следует помнить, что «литература как феномен творчества и школьная учебная дисциплина имеет существенные особенности, которые отражаются на тестовом оценивании знаний учеников, ведь восприятие литературного произведения является глубоко индивидуальным, наполненным субъективными переживаниями, трактованиями. Литературное образование приобщает учеников к богатствам отечественной и мировой литературы, развивает способность эстетичного восприятия и оценки явлений литературы и отображенных в ней явлений жизни и на этой почве воспитывает эстетичные вкусы, гражданскую и идейно-моральную позиции.
Общеизвестно, что основой изучения литературы в школе является работа над текстом художественного произведения: его восприятие, интерпретация и анализ в единстве формы и содержания, а также усвоение специальных историко-литературных и теоретико-литературных сведений и фактов.
Итак, основными объектами тестового оценивания могут считаться анализ литературных произведений, а также знание и понимание :
Литературного процесса; содержания литературных произведений; биографических сведений о писателях; теоретико-литературных понятий.
Особенности тестирования по предметам литературного цикла