Особенности творчества Гарсия Лорки и Поля Елюара и связь с сюрреализмом

Сюрреализм — авангардийское течение, что возникшая на границы 20-х лет в французской литературе и распространилась на другие виды искусства и в другие страны, прежде всего в испанскую литературу и живопись. Среди основателей сюрреализма — А. Бретон, Л. Арагон, Ф. Супо, Поль Елюар, Т. Тцара. То, что среди основателей сюрреализма названное имя основателя дадаиЗМу является показательным фактом: литература сюрреализма действительно тесно связана, многое унаследовала у литературы «дада». Кстати, и Поль Елюар сначала был дадаистом, со временем

— сюрреалистом. Если дадаисты призвали к разрушению любого значения, смысла в литературному произведении, то сюрреалисты декларировали «психический автоматизм» литературного творчества, ее свободу, «от которой бы то не было эстетичной или моральной озабоченности): ориентации.

О соотношении реализма и сюрреализма в понимании сюрреалистов свидетельствует их любимый пример с колесом. Они объявили колесо величайшим, гениальным… сюрреалистическим изобретением, и вот почему. Дело в том, что природа, т. е. реальная жизнь, для преодоления пространства придумала ногу живого существа; а «реальную ногу»,

как средство преодоления расстояния, человек заменил на прочь не похоже на ногу «сюрреалистическое» колесо. С его помощью отстань одолевать даже лучше, чем с помощью «реалистической» ноги.

Но же, несмотря на всю внешнее отличие между ногой и колесом, оба эти предмета исполняют одну реальную функцию: оказывают содействие преодолению расстояния — вот такая логика этого примера.

За своей логикой сюрреалисты и работали. Упомянутое «автоматическое письмо» — эмигрировала в США, куда переместился центр сюрреализма. Но, конечно, отголоски сюрреализма есть во многих литературных явлениях разных стран мира.

В перечне сторонников сюрреализма в литературе упоминаются имена поэтов Федерико Гарсия Лорки и Поля Элюара.

Федерико Гарсия Лорка — испанский поэт и драматург. Написал поэтические сборники «Песни», 1927; «Цыганский романсеро», 1928; «Канте Хондо», 1931; «Поэт в Нью-Йорку», вышла 1940; поэму «Плач за Игнасио Санчесом Мехиасом», 1935; пьесы «Кровавая свадьба», 1933; «Донья Росита, девица, или Язык цветов», 1935, издание 1945 и др. Расстрелянный фашистами.

Поль Элюар — французский поэт. Написал сборника «Обязанность и тревога», 1917; «Стихи для мирного времени», 1918; «Животных и их люди, люди и их животные», 1920; «Город скорби», 1926; «Любовь поэзия», 1929; «Самая жизнь», 1932; «Роза для всех», 1934; «Естественной ход вещей», 1938 и др.

Творчество обеих поэтов обозначенная влиянием сюрреализма, Так, в обеих есть неожиданные, индивидуально-ассоциативные образа: то ночь втыкает звезды-шпоры в черный круп ночного неба, то вдруг черепица под дождем неожиданно побуждает поэта вспомнить… балерину. Из «флейтой водосточных труб» футуриста Максимильяна. Поэты смело ломают не только строфику, а и рифму стихов. Даже сравнивают поэтику стихов Элюара: французского народного стиха. Учитывая это случайно поэтика стиха Гарсиа Лорки перекликается с поэтикой испанского фольклору, он которого только влияния не испытал: и карфагенского, и римского, и иберийского, и цыганского, и арабского… В конце нужно сказать, что ни один в самом деле талантливый носитель не втискается полностью в «прокрустово ложе» ни одного из литературных направлений и тем более течений.

В полной мере это касается творчества Лорки и Поля Элюара, где что-то близкое себе могут найти не только модернисты, а и представители других направлений, течений, школ, сторонники разных эстетичных вкусов.




Особенности творчества Гарсия Лорки и Поля Елюара и связь с сюрреализмом