Островский «Как закалялась сталь». Отношения мужчины и женщины
В литературе послереволюционного времени эта тенденция отчетливо возобладала. До того, что женщины в романа социалистического реализма практически утратили собственно женское начало. Писатели социалистического реализма обращали внимание главным образом на социальный статус женщины, на ее равенство с мужчиной, на способность вместе с ним бороться за коммунистические идеалы. Можно сказать, что женщина из женщины превратилась в товарища либо — соответственно — классового врага. Очень хорошо это видно, например, в романе Н. Островского
Отношения мужчины и женщины в нем — это отношения равных соратников, а всякие иные моменты являются либо побочными, либо вовсе не имеют значения, либо, если герой склонен придавать чрезмерное значение, например, сексуальному моменту, как Дубава, начисто отвергаются как мелкобуржуазные. Показательно, что свою юношескую, нежную любовь к Тоне Тумановой Павка Корчагин беспощадно вырывает с корнем, потому что Тоня оказывается «по другую сторону баррикад». Полюбить же можно лишь «своего», товарища, как это делает, например, Рита, про которую прямо сказано: «Двум
Да и вообще, поколению Корчагина не до любви, и она ни в коем случае не должна мешать главному — борьбе за освобождение человечества.
Советская литература практически никогда не показывала женщину только в интимно-бытовой сфере, но всегда выводила ее на широкие пространства общественной жизни. Не любовь, а политика и производство стали основной сферой проявления освобожденной, уравненной в правах женщины. Чрезвычайно распространены были романы о социальном становлении женщины, осознании ею своего места не в любви и быте, а в общественной жизни.
Островский «Как закалялась сталь». Отношения мужчины и женщины