Островский «Как закалялась сталь». От­ношения мужчины и женщины

В литературе послереволюционного времени эта тенденция отчетливо возобладала. До того, что женщины в романа со­циалистического реализма практически утратили собственно женское начало. Писатели социалистического реализма обра­щали внимание главным образом на социальный статус жен­щины, на ее равенство с мужчиной, на способность вместе с ним бороться за коммунистические идеалы. Можно сказать, что женщина из женщины превратилась в товарища либо — соот­ветственно — классового врага. Очень хорошо это видно, на­пример, в романе Н. Островского

«Как закалялась сталь».

От­ношения мужчины и женщины в нем — это отношения равных соратников, а всякие иные моменты являются либо побочными, либо вовсе не имеют значения, либо, если герой склонен прида­вать чрезмерное значение, например, сексуальному моменту, как Дубава, начисто отвергаются как мелкобуржуазные. Пока­зательно, что свою юношескую, нежную любовь к Тоне Тума­новой Павка Корчагин беспощадно вырывает с корнем, потому что Тоня оказывается «по другую сторону баррикад». Полю­бить же можно лишь «своего», товарища, как это делает, на­пример, Рита, про которую прямо сказано: «Двум

большевикам отдала она любовь свою».

Да и вообще, поколению Корчагина не до любви, и она ни в коем случае не должна мешать главно­му — борьбе за освобождение человечества.

Советская литература практически никогда не показывала женщину только в интимно-бытовой сфере, но всегда выводи­ла ее на широкие пространства общественной жизни. Не лю­бовь, а политика и производство стали основной сферой про­явления освобожденной, уравненной в правах женщины. Чрезвычайно распространены были романы о социальном становлении женщины, осознании ею своего места не в любви и быте, а в общественной жизни.




Островский «Как закалялась сталь». От­ношения мужчины и женщины