Освященный любовью мир в поэзиях Ирины Жиленко

Свой творческий путь Ирина Жиленко начала в период «шестидесятничества», когда свежий глоток свободы дал возможность раскрыться многим творческим личностям. Художники на полный голос заявили о себе в произведениях, где понятие чести, достоинства человека явились самодовлеющими, как данность от природы и народной морали, а не от указания идеологического руководства. Творчество Жиленко отличается изысканностью строфики, утонченностью подбора образных средств. Уже в одном из первых своих стихов поэтесса высказала своеобразные приоритеты

своей жизни — любить окружающий мир: землю, людей, работу, природу.

Тем не менее, ее творческий путь был непростым, так как уже после появления первой книги поэзий «Соло на сольфі» поэтессу начали поучать со столбцов газет, как она должна писать, и о чем она не должна даже упоминать. И это отнюдь не повлияло ни на ее выбор тем, ни на выбор художественных приемов в угоду номенклатурным критикам.

Ирина Жиленко принадлежит к поэтам, которые пишут о современной жизни, поэтому ведущими темами ее творчества стали жизнь современного города и городской семьи, изображенные на широком социальном фоне; поиски

счастья и эстетичной гармонии в работе, любви, материнстве.

Поэтессе присуща искренность, доверие к читателю, раскованность в сочетании с музыкальной выразительностью, раздумьями относительно своей поэтической миссии. Тем не менее, есть одна черта, которая выделяет ее среди многих других, — это исповедование человеческой доброты как наибольшей ценности, сохранение своего «я» от каких-либо посягательств. И эта тема сквозная в ее произведениях.

Ирина Жиленко была хорошо знакома и поддерживала дружеские отношения с украинскими художниками, которые восстали против безжалостной, бесчеловечной системы советского тоталитарного аппарата, который уничтожал не только независимость Украины, он забирал жизнь каждого, кто имел мужество поднять голос на защиту обиженного народа.

Стих «За золотыми окнами звезд…», имеет ощутимый автобиографический оттенок, — это воспоминание о тех, кто были родными и близкими, но уже пошли из «земного Киева» к «Киеву небесного», он болевой и печальный, но вместе с тем чистый и светлый, так как те, кто уже на небе, «нам смерти не желают, нет, но им очень нас не хватает». Эти близкие люди — не просто родные или знакомые, это те, кого называют «совестью Украины», чья жизнь и деятельность связаны с Киевом, — художники Алла Горска, Зарецкий, Скорняк, поэты Василий Стус, Иван Светличний, переводчик Лукаш и др.

Эти люди ради родной земли, родной Украины пошли в советские концлагеря, но не уступили принципам. Советская система отобрала лучшие творческие годы художников, забрала жизнь, но не смогла уничтожить чувства собственного достоинства и веры, что настанет то время, когда Украина станет независимой и творческая личность будет иметь возможность работать на благо народа. Мысленно упоминая умерших друзей и знакомых, лирическая героиня в деталях видит их перед собой, возникает в воспоминаниях и их внешность, и привычки, и любимые занятия. Неисцелимая грусть затапливает душу.

Ирина Жиленко на самом деле оплакивает своих друзей, о чем свидетельствуют последние строки — А я пишу стихи… Как говорил Светличный: Ириночко, ты без стихов не приходи…»

Грусть и слезы — по всему «земному Киеву, обвитому в жалобу», по «рыцарям печального образа», на смену которым пришли «рыцари ненасытной утробы» с «крутыми затылками». Это один из немногих произведений, что пронизано грустью и скорбью. Все другое творчество поэтессы — это светлые и радостные мотивы, обозначенные определенной сказочностью, авторской фантазией.

Стих «И светлая аллея…» — это своеобразный гимн вдохновению художника. Оно пришло к лирической героине в южной местности с живописными видами после теплого обильного ливня, когда все кругом озарено солнцем: «светлая аллея», «засыпанная цветами домика солнечная крыша», «солнечный радостный зверь», «засветились акаций стройные фонари», «пламенеющий сад» — все эти образы созданы вдохновениям поэтессы. В душе лирической героини вечный свет соединился с магией «ослепительной воды» — это извечные две стихии, которые создают мир.

И именно они вызвали «жажду начать сначала», побуждали «первейший свой стих написать», одним словом, присоединиться к созданию мира через вдохновенные строки, в которых отражается любовь ко всему сущему и живому. Вообще же — это «светлый» стих, так как в нем столько «светлых» и «солнечных» эпитетов, и от этого сам стих приобретает выразительное светлое и доброе звучание, которое эхом откликается в читателе.

Поэзия «Зимний мотив с визитом печника» воспевает рождественскую пору, когда человек думает о земном и небесном. Эти вещи в равной мере слишком глубоки и непостижимые для души маленького человека. И в это холодное зимнее время, когда звезды и души находятся между небом и землей, нужно же кому-то согреть наше жилье, ведь «мы же животинка домашняя — нам нужно домашнего тепла».

Лирическая героиня считает, что это может сделать, например, «сосед — печник, которого поискать…» Поэтесса будто обращается к нам, читателей: кто же вам может помочь согреть жилье, устроить «салют земному дому, зиме земной, огню земному, душе, которая за ночь отдохнет»? Ведь каждому из нас хочется в рождественское утро «детскими глазами осиять мир». Ирина Жиленко передает расположение духа торжественности и праздничности, фантазирует о вещах, которые ими наполняются рождественские праздники, тем самым утверждая, что мир добрый, только Нужно его согревать своей любовью.

Имея естественный дар фантазировать, поэтесса использует его, чтобы образы возникали в ее произведениях добрыми, наполненными светом и ожиданиями на осуществление мечтаний и желаний. Сказочно-прекрасный мир поэтических произведений писательницы, освященный любовью, — образец для следующих поколений. Ирина Жиленко подчеркивает, что только любовь может создавать, только любовь не даст погибнуть миру.




Освященный любовью мир в поэзиях Ирины Жиленко