От деградации до генерации

Одни и те самые законы управляют камнем на дороге и человеческим мозгом. Эмиль Золя — один из выдающихся французских писателей XIX столетия. Он считается основателем натуралистической литературной школы. С натурализмом также тесно связано творчество братьев Гонкур, Гюисманса, Мопассана. Эмиль Золя утверждал, что натурализм — это шаг вперед сравнительно с реализмом Бальзака.

Ведь, в сущности, Бальзак заложил основы «точного изучения общества». Но реализм устарел, нужно двигаться дальше, делать новые открытия. Интересно, что Бальзак

воспринимал общество, как живое существо: у общества есть детство, юность, старость; оно изменяется, становится старше, мудрее.

Золя был убежден, что природа, общество, человек развиваются по подобным правилам. «Те самые же закономерности управляют камнем на дороге и человеческим мозгом», — считал Эмиль Золя. Писатель старался сделать литературу точным и правдивым воспроизведениям жизни. Он активно интересовался открытиями в разных областях науки, особенно биологии, физиологии, медицины и хотел, чтобы научные методы пришли также и в литературу.

Особенно писателя привлекали проблемы наследственности.

Золя

бился над вопросом — что больше влияет на человека: ее гены или общественная среда? Физиология или психология являются превалирующими в процессе становления человека? Откуда начинается, как развивается и к чему, в конце концов, приходит живой генный организм определенного человеческого рода?

Чтобы исследовать эти вопросы Эмилю Золя мало было рамок одного-двух романов. Это должен был быть целый цикл, целая группа романов! И в 1869 года Золя в кураже описывает издателю план своего замысла: это будет десять романов «семейной группы», где-то двадцать-тридцать основных персонажей с историей жизни каждой отдельной семьи и расследованием генеалогии главных героев романа.

Приступив к работе, писатель решил, что не десять, а двадцать романов нужно создать, чтобы воплотить задуманное.

Семью Золя понимал не только в треугольнике «женщина-мужчина-дети», но и в широком общем смысле, поэтому его романы — это не бытовые сюжеты, а целое социальное исследование с разными разветвлениями в социальной, физиологической, наследственной сферах. Писатель поставил перед собой две задачи: показать историю разных представителей семьи Ругон-Маккаров в разных поколениях и воссоздать социальный фон, обстановку, среди которой жили эти люди. «Карьера Ругонов» — роман, который становится фундаментом всего цикла романов. Зарождается род, закладываются основы морали, а точнее, «аморали», от которой начнется путь семьи к своему самоуничтожению.

Семья Ругонов на протяжении многих лет стремилась дорваться к богатству, и вот, 1848 год стал тем благословенным годом, когда дела рода пошли вверх. Коммерция успеха не принесла, поэтому Ругоны привели в действие политические капиталы. Политический переворот не может длиться долго, и в эти несколько дней персонажам романа нужно делать свой выбор.

Грабить или не грабить, хватать должность или не хватать? Но если не пойти нечестным путем, то не обеспечишь себе будущее. И вот Ругоны используют все способы, чтобы закрепиться на олимпе благ.

Основу рода заложила Аделаида Фук, дочь богатого овощевода, которую все считали девушкой недалекого ума. Она вступает в брак с мальчиком, который батрачит, с крестьянином Ругоном. От этого брака появляется на мир сын Пьер, и теперь потомство разрастается: энергичные, честолюбивые, циничные Эжен, Аристид, темная махинаторша Сидония и далекий от реальной жизни Паскаль.

Уже в следующем поколении начинается вырождение рода — сын Аристида Максим не способный ни на что, кроме расточительства. В романе много имен, родовых разветвлений от Ругонов до Маккаров.

Роман наполнен разными характерами и непохожими судьбами, очень много образов, которые отталкивают от себя. Золя специально использует прием двух браков, чтобы расширить социальный фон — от здоровых и работящих крестьян Ругонов до разленившихся пьяниц Маккаров.

Разные люди есть в обществе, и Золя хочет охватить по возможности шире круг тех типов, которые населяют Францию того времени. В сущности, Золя, будто опираясь на семейный принцип, выходит на принцип общественный, социальный. Писатель делает наблюдение, обобщение, обращает внимание на типичные болезни в свое время — ненасытность и алчность людей, на цинизм, корысть и стремлению к богатству и должностям. Нужно отметить, что роман остается актуальным и по сей день.

Писатель будто приглашает исследовать собственный род, проанализировать ошибки и найти пути для того, чтобы исправить ситуацию, чтобы от генерации до генерации не происходило дегенерации.




От деградации до генерации