Отец и девочка

Отец и девочка

Статья известного русского писателя В. Распутина повествует о малопримечательном случае из жизни семьи одного чело­века. Случай этот производит именно такое впечатление, если не вникать в него глубоко. Казалось бы, факт обычный: отец, глава семьи, не мог выполнить просьбу дочери, маленькой де­вочки, остаться с ней вечером дома, а к месту работы уехать на следующий день утром.

Объяснение было кратким: ничего не сделаешь, служба, дела.

Проблему текста можно обозначить следующим образом. В семье настоящей, полноценной,

где все члены ее доверяют друг другу, маленьких нерешенных вопросов не бывает. Все они важны и значимы.

В описанном случае просьба дочери могла быть для отца проблемой: ему пришлось бы изменить решение о времени отъезда, уплотнить свой график, что для него создало бы неудобства.

Комментируя данную проблему, следует сказать, что слож­ность создала не просьба ребенка, а позиция отца, который не понял, насколько эта просьба серьезна. При этом он не мог или не захотел представить последствия своего поступка.

Какова же позиция автора? Она заключается в том, что ребенок всегда имеет право на внимание родителей. Если

же маленький человек обойден этим вниманием или он чувствует, что родители что-то недоговаривают или лгут ему, — в этом слу­чае ребенок несчастен.

Отец с матерью ответственны за своего ребенка на протяжении всей своей жизни, и это их долг и святая обязанность. И в данном случае только крайние обстоятельства могли бы оправдать поведение отца, но ведь их как таковых, крайних, не было.

Я согласна с позицией автора и в доказательство ее правиль­ности привожу первый пример — описание детства А. С. Пуш­кина в романе Ю. Тынянова «Пушкин». Детство гениального русского поэта не было безоблачным.

Переезды семьи из дома в дом, изобилие родственников и гостей, светские раз­говоры и барское своеволие со слугами, неустроенность быта и прижимистость хозяев дома, родителей, французский язык и простонародные разговоры в девичьей и людской — все это запомнил, подрастая, юный Пушкин, которого старшие звали Сашкой. Но главное детское впечатление Александра — не­внимание, холодность и равнодушие, которые он чувствовал в отношении к себе отца и матери. Он словно был отъединен от них невидимой стеной. Ласку и любовь к себе мальчик видел со стороны бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны.

Они же познакомили его впервые с чудесными русскими народными песнями и сказками. А отчужденность к себе со стороны самых дорогих людей поэт ощущал на про­тяжении всей своей жизни.

Второй пример как доказательство правоты автора можно взять из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых — идеальная русская дворянская семья.

Для отца с матерью дети желанны, любимы, и в этой атмосфере любви и доверия они вырастают настоящими людьми. Они в числе главных героев романа. Человек чести, храбрец в бою, прекрасный семьянин и крепкий хозяин Николай. Наташа, которую отличают жен­ственность, душевная щедрость, готовность к самопожертвова­нию.

Самый младший в семье, сын Петя, добровольно ушедший на войну и сложивший там свою голову.

Семьи, где дети составляют главную жизненную ценность родителей, — это высоконравственные, правильные семьи, цвет и надежда нации.




Отец и девочка