Ответы на вопросы — Куприн
Какие вам известны псевдонимы А. И. Куприна?
Будучи юнкером Александровского военного училища, будущий писатель с помощью поэта Л. Пальмина опубликовал в «Русском сатирическом листке» свой рассказ «Последний дебют» за подписью Ал. К-рин. Но это не спасло Куприна от наказания: он был вынужден отсидеть двое суток в карцере, и ему запретили под угрозой исключения из училища заниматься «недостойным будущего офицера бумагомаранием». Впоследствии А. И.
Куприн опишет этот случай в рассказах «Первенец» и «Типографская
Ранние свои рассказы А. И. Куприн подписывал именем Алеко. По словам самого писателя, в пушкинском Алеко он находил родственные черты.
Рассказ А. И. Куприна «Анафема» во многом навеян отношением писателя к творчеству Л. Н. Толстого. Какова творческая история рассказа?
Как Л. Н. Толстой оценивал творчество А. И. Куприна?
Написан рассказ был в январе 1913 г. в Гатчине. Впервые был опубликован в журнале «Аргус» .
Отношение Куприна к прозе и личности Л. Н. Толстого с отроческих лет и до конца жизни было благоговейным. Этим чувством напитаны строки очерка «О том, как я видел Толстого на
21 ноября 1910 г. Куприн, только что узнавший о смерти Толстого, пишет Ф. Д. Батюшкову, что по странному совпадению в те часы, когда Л. Н. Толстой умирал на станции Астапово, он «как раз перечитывал «Казаки» и плакал от умиления и благодарности». Куприну были дороги
«Война и мир» , «Анна Каренина», «Власть тьмы», «над которой веют дыхания греческой судьбы», «Хаджи Мурат», «Воскресение». Сама личность Толстого поражала Куприна «огромной, корневой, кондовой силой», величественную старость Толстого Куприн сравнил в статье «Наше оправдание» с последними годами земной жизни Иоанна Богослова. Портрет Толстого с дарственной надписью Куприн унес с собою, отступая в 1919 г. из Гатчины с армией Юденича, как самое драгоценное свое достояние.
Но более «Войны и мира», более «Николеньки, странника Гриши, Пьера Безухова, Константина Левина, князя Нехлюдова, старика Акима» Куприн любил повесть Л. Н. Толстого «Казаки» и образ дяди Брошки.
«Почему, Илья Ефимович, Вам никогда не приходила в голову мысль написать «Дядю Брошку» из «Казаков», этого охотника, пьяницу, джигита, Пана, анархиста, язычника, «от которого так уютно и не неприятно пахло чихирем, табаком и дичью»?… Пишучи о Брошке, я был далек от мысли дать Вам тему для иллюстрации. Мне пленителен самый образ, такой глубоко русский.
И в русских больших людях много ерошкинского духа. А мне бы просто хотелось ощупать его не мысленным, а физическим зрением», — писал Куприн в середине 1920-х гг. И. Е. Репину.
Л. Н. Толстой, как правило, относился к благоговению младших современников, русских литераторов Серебряного века, со спокойным скептицизмом. Однако его отношение к Куприну было иным. Единственная встреча двух писателей состоялась 25 июня 1902 г. в Ялте на борту парохода «Святой Николай».
С. Я. Елпатьевский представил Куприна Толстому перед отплытием, беседа длилась менее часа, впоследствии Куприн не осмеливался тревожить покой Толстого. Но имя Куприна в яснополянском доме, в разговорах и письмах Л. Н.
Толстого последних лет жизни звучало часто.
В конце 1901 г. Л. Н. Толстой прочел и одобрил рассказ молодого Куприна «В цирке». Впоследствии в Ясной Поляне читались вслух «Allez», «Ночная смена», «Вечерний гость», «Мирное житие», «Корь», «Гамбринус» и даже первые главы романа «Яма».
Вероятно, рассказ Куприна «Дознание» , во многом восходящий к толстовской традиции, будучи прочитан Л. Н. Толстым в 1903 г., повлиял на сюжет его рассказа «После бала» .
Письма Л. Н. Толстого 1902-1909 гг., записи бесед с ним, сделанные современниками в эти годы, сохранили целый ряд отзывов о прозе Куприна.
Постановление Святейшего Синода об отлучении Л. Н. Толстого от церкви было опубликовано 24 февраля 1901 г. В тексте говорилось, в частности: «…Новый лжеучитель, граф Лев Толстой, известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению, воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние… Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв церкви и от всякого общения с ней» . Отлучение Толстого от церкви вызвано было рядом постулатов этико-философского учения Толстого, сформулированного вето статьях 1880-1900-х гг., толстовским переложением Евангелия, далеким от канона, некоторыми страницами романа «Воскресение», в которых Синод 1901 г. увидел неприятие Толстым таинства причастия.
Отлучение Л. Н. Толстого от церкви всколыхнуло русское общество. Горечь, недоумение, новый прилив любви к Л. Н.
Толстому были естественной реакцией на случившееся. Об отлучении Толстого от церкви не раз вспоминали в 1908 г., когда шли юбилейные торжества по поводу 80-летия великого писателя, и после его смерти, последовавшей 7 ноября 1910 г.
Прототипом героя рассказа «Анафема» стал отец Амвросий, протодьякон Гатчинского собора, в доме которого Куприн видел в конце 1900-х гг. том сочинений Толстого.
Издательская судьба «Анафемы» была сложной. Вскоре после выхода в свет журнала «Аргус» с первой публикацией рассказ был запрещен цензурой, а тираж номера — сожжен. В том же году Куприн включил рассказ в том 10-й Собрания сочинений.
Том был выпущен в свет, но вскоре конфискован по приказу московского градоначальника. В 1920 г. Куприн включил рассказ в сборник «Звезда Соломона» . В авторском примечании к этой публикации было сказано: «Рассказ «Анафема» появился в десятом томе сочинений автора незадолго перед революцией и был причиной того, что этот том был немедленно запрещен к продаже и в порядке конфискации изъят из всех книжных магазинов. В последующих изданиях десятого тома печаталось на одной из страниц лишь заглавие, а под ним до низа страницы линии из точек.
Таким образом, печатаемый в настоящем издании, этот рассказ появляется как бы впервые».
Ответы на вопросы — Куприн