Ответы на вопросы — Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу не только как писатель-сатирик, но и как автор эстетико-тео­ретических работ. Какие из этих работ наиболее значимы, чему они посвящены?

Как эстетические взгляды писателя отраз­ились в его собственном творчестве?

В довольно обширном эстетико-теоретическом наследии писа­теля важное место занимают статьи, посвященные роли литерату­ры в нравственно-эстетическом воспитании, положению писателя в обществе. К деятелям литературы Щедрин предъявлял самые вы­сокие требования. В 1868 г. была написана

статья «Литературное положение», в 1869-м — «Насущные потребности литературы».

Салтыков-Щедрин не только постоянно выступал со статьями о тя­желом положении писателей, но и оказывал помощь нуждающим­ся литераторам. В Петербурге в 1859 г. был создан специальный Литературный фонд. Инициатором его создания стал А. В. Дружинин. В письме к нему от 27 октября 1859 г. Салтыков писал: «Не только одобряю цель Общества Литературного фонда и желаю в нем уча­ствовать, но и приношу Вам искреннюю благодарность за то, что вспомнили обо мне».

Образы литераторов, беззаветно преданных своему делу, создал писатель

и в своих произведениях. К таким ли­тераторам прежде всего стоит отнести Крамольникова из сказки — элегии «Приключение с Крамольниковым», написанной в 1886 г. Описанное в сказке в определенной степени автобиографично: здесь сказались настроения самого писателя в связи с закрытием «Отечественных записок». О трагической судьбе писателя Пимена Коршунова размышляет Салтыков и в рассказе «Похороны» . Сам писатель достаточно высоко ценил свой рассказ и однажды в разговоре с Н. К.

Михайловским сказал: «…»Похороны» лучше всего, я их вчера пересматривал: право, хорошо».

Можно ли говорить об автобиографических мотивах в творчестве сатирика?

Вот какое примечание сделал М. Е. Салтыков-Щедрин к «Пошехонской старине» : «Прошу не смешивать мою лич­ность с личностью Никифора Затрапезного, от имени которого ве­дется рассказ. Автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало; он представляет собой просто-напросто свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано со своим, а в то же время дано место и вымыслу». Тем не менее в «Пошехонской ста­рине», а также в «Господах Головлевых» воспроизведено немало подлинных фактов из детства великого русского сатирика.

Имение Малиновец, где проходило детство Затрапезного, — это село Спас — Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в котором Салтыков родился. В лице как Анны Павловны Затрапезной, так и Арины Петровны Головлевой выведена мать автора, Ольга Михайловна, натура властолюбивая, черствая и алчная; вся ее энергия уходила на сколачивание богатства. Кличка «Иудушка» издавна была про­звищем старшего брата писателя, Дмитрия, который постоянно вел интриги против всех и каждого. «Степка-балбес» в обеих кни­гах — другой брат.

Родные Салтыкова считали, что под видом се­мей Головлевых и Затрапезных изображена их семья. Но замысел сатирика был гораздо шире: дать обобщенную картину крепостни­ческого быта, экономического и морального распада типичной дво­рянской семьи в первой половине прошлого века.




Ответы на вопросы — Салтыков-Щедрин